С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.
Биология.
Общие закономерности
Класс
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1
Изучение результатов искусственного отбора
Цель работы: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.
Ход работы:
1. Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.
2. Заполните таблицу
Сравниваемые признаки | Название сорта яблок | |||
Антоновка | Белый налив | Пепин шафранный | Дикая яблоня | |
Окраска плодов | ||||
Окраска мякоти | ||||
Вкус | ||||
Размер | ||||
Сроки созревания |
3. Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2
Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Цель работы: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания и их относительный характер
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарные растения.
2. Определите среду обитания каждого из образцов.
3. Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
4. Заполните таблицу
№ | Название вида | Среда обитания | Черты приспособленности к условиям среды |
5. Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер? Сформулируйте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3
Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений
Цель работы: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений.
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарные растения.
2. Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.
№ | Название вида | Особенности строения | Ароморфоз |
Мох - | |||
Хвощ - | |||
Папоротник - |
3. Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу
№ | Название вида | Особенности строения | Идиоадаптации |
6. Каково значение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции? Сформулируйте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 4
Каталитическая активность ферментов в живых клетках
Цель работы: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках
Ход работы:
1. В две пробирки налейте перекись водорода.
2. В первую пробирку поместите сырой картофель.
3. Во вторую пробирку поместите вареный картофель.
4. Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.
перекись водорода и сырой картофель | перекись водорода и вареный картофель |
5. Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом
Цель работы: выявить отличительные особенности строения растительной и животной клеток
Ход работы:
1. Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки.
2. Рассмотрите готовый микропрепарат животной клетки.
3. Найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клеток. Сделайте рисунок и заполните таблицу.
Особенности строения клетки | Растительная клетка | Животная клетка |
Рисунок | ||
Черты сходства | ||
Черты отличия |
4. Сформулируйте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
Митоз в клетках корешков лука
Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.
Ход работы:
1. Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
2. Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.
3. Сделайте рисунок и заполните таблицу.
Название стадии | Особенности стадии | Рисунок |
4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 7
Способы бесполого размножения организмов
Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарии растений и живые объекты растений.
2. Предложите способы бесполого размножения этих растений.
3. Заполните таблицу.
№ | Название растения | способы бесполого размножения |
Земляника | ||
Лук репчатый | ||
Традесканция | ||
Фиалка | ||
Пырей ползучий | ||
Картофель | ||
Георгин |
4. В чем заключается биологическая роль бесполого размножения? Сформулируйте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 8
Строение половых клеток
Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток.
Ход работы:
1. Рассмотрите готовые микропрепараты половых клеток.
2. Заполните сравнительную таблицу.
Признаки | Сперматозоид | Яйцеклетка |
Строение и форма | ||
Подвижность | ||
Запас питательных веществ | ||
Размер | ||
Численность | ||
Набор хромосом |
3. В чем заключается биологическая роль половых клеток? Сформулируйте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9
Решение генетических задач. Составление родословной.
Цель работы: закрепить умение решения генетических задач и получить навыки по составлению родословной.
Ход работы:
1. Решите задачу на моногибридное, дигибридное или анализирующее скрещивание.
2. Составьте свою родословную.
3. Для чего необходимо знание законов генетики? Сформулируйте вывод.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________