Френсис Бэкон (1561-1626) английский философ, писатель и государственный деятель, один из родоначальников философии Нового времени. Учился в Тринити-колледже в Кембридже и в юридической корпорации Грейс-Инн. Вел обширную судебную практику и избирался в парламент. Высокие государственные должности начал занимать при Якове I Стюарте. С 1618—лорд-верховный канцлер и пэр Англии. В 1621 снят с этого поста в связи с предъявленным ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве. Последние годы жизни занимался исключительно научной и литературной деятельностью. Умер от простуды, которую получил, проделывая опыт с замораживанием курицы, дабы убедиться, насколько снег может предохранить мясо от порчи. Философия Бэкона, идейно подготовленная предшествовавшей натурфилософией, традицией английского номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм—с широкой программой реформы всего интеллектуального мира.
Основной труд Бэкона в области философии и научной методологии – «Великое восстановление наук», по плану должно было включать 6 частей, однако план воплотился не полностью. 1ая часть – «О достоинстве и приумножении наук» (1623), посвящена в основном классификации наук. 2ая часть – «Новый органон, или истинные указания для истолкования природы» (1620). Незаконченная часть «естественная история» была издана посмертно в 1627.
Эмпирическая методология.
Задача – превратить процесс научного познания в практическое занятие, совершающееся при опоре на человеческие способности: разум, воображение и чувства. Необходимо установить правильное соотношение между человеческими способностями и предоставить каждой из них соответствующие приемы и способы действий.
Ход человеческого познания надо изменить и усовершенствовать, для этого надо научиться по-новому управлять разумом: «Вся работа разума была начата сызнова и чтобы ум уже с самого начала никоим образом не был предоставлен самому себе, но чтобы он был постоянно управляем и дело совершалось как бы механически». Успех в деле познания заключается не в природном таланте или собственном уме ученого – «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». «Истину надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен».
Методология Бэкона предполагает критическую часть, посвященную очищению или освобождению человеческого познания от всего, что совершается стихийно, уводит разум с истинного пути, искажает работу человеческих чувств.
С положительной стороны суть бэконовского эмпиризма в том, что работа разума должна опираться на чувственный материал, разум должен следовать природе самих вещей и не пытаться действовать самостоятельно, в отрыве от них. Для правильной работы разума необходима новая логика, которая будет сосредоточена на применении разума к творениям природы. В отличие от формальной логики, которая имеет дело с абстракциями и пытается таким образом проникнуть в суть вещей, «эта наука исходит не только из природы ума, но и из природы вещей» и как следствие она по необходимости «везде будет сопровождаться и освещаться наблюдениями природы и опытами». Такова главная цель бэконовского «нового органона» - науки, прокладывающей разуму путь в глубины природы, позволяющей разуму действовать таким образом, чтобы он «действительно рассекал бы природу и открывал бы свойства и действия тел и их определенные в материи законы».
Попытка опереться на опыт, но не примитивный эмпиризм.
Учение об идолах.
Наряду с естественными орудиями познания – разумом и чувствами, существуют и естественные трудности, мешающие человеку встать на путь строгого научного познания. Эти идолы являются по большей части врожденными особенностями человеческой природы, избавиться полностью от них невозможно, однако бороться с ними каждому ученому необходимо.
1. идол рода
подталкивает человека отождествлять свою природу с природой вещей (в современной науке – антропоморфизм). «Ошибочно утверждают, что человеческое чувство есть мера вещей; наоборот, все представления, как чувства, так и разума, являются аналогиями человека, а не Вселенной. Человеческий разум (как неровное зеркало) примешивает к природе вещей свою собственную природу, таким образом искажая и уродуя ее». Тем не менее, хотя наши чувства достаточно часто ошибаются, они могут помогая др др и используя приборы, инструменты, давать достоверные знания. Необходима активность со стороны ученого.
Другое проявление идола рода – склонность к телеологическим, целесообразным объяснениям в природе: «Человеческий разум в силу своей склонности легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит. И в то время как многое в природе единично и совершенно не имеет себе подобия, он придумывает параллели, соответствия и отношения.которых нет».
2. идол пещеры
за ним стоят индивидуальные предпочтения и склонности человека, отражающие его уникальный жизненный опыт, именно в силу них человек склонен думать так или иначе. Этот идол проявляется в каждом человеке индивидуальным способом, и в этом состоит трудность борьбы с ним.
3. идол рынка или площади
установка «это истинно, потому что так все говорят» - ведет к некритическому использованию обыденных представлений, включению в науку обыденного словоупотребления. Идолы рынка пользуются словами 2х родов: - имена несуществующих вещей (судьба. перводвигатель), - имена существующих вещей, но неясные. плохо определенные и необдуманно и необъективно отвлеченные от вещей (у них различная степень пригодности для научного употребления)
Сюда же относится критика формальной логики и в первую очередь теории силлогизмов (слова – это символы и знаки понятий, в любом случае – не более, чем «образы вещей», возникают вследствие молчаливого договора между людьми, поэтому здесь велика возможность ошибки).
4. идол театра
это авторитет, унаследованный от прошлого и признанных большинством теорий, некритически принятые догмы и аксиомы, которые создают свой собственный вымышленный мир. Нельзя примешивать к философии богословие и предание древности.
В положительной части своего учения Бэкон сосредоточился на решении 2х задач:
- дать развернутую программу развития научного познания путем классификации наук
- создать «новый органон», новую логику, ориентированную на работу разума не со словами, а с данными наблюдений и искусственно поставленными опытами.
Классификация наук
должна содержать не только уже известные науки, но и те, которые только предстоит создать. Необходимо делить науки в соответствии со способностями разумной души человека.
Пр: память – позволяет заниматься историей.
- естественная история
исследует проявления природы в 3х напралениях: природу в ее естественном течении, различные отклонения, преобразованную человеческим воздействием.
- гражданская история
включает в себя церковную, политическую историю, а также историю промышленности, литературы и искусства.
Поэзия – результат проявления воображения. Образы древней мифологии, изложенные поэтическим языком, при соответствующем истолковании способны многое раскрыть для современной науки.
Наука создается усилиями разума, делится по источнику знания на:
богодухновенную теологию (книга священного писания)
философию (книга природы)
К области естественной теологии или божественной философии относится познание Бога, ангелов, демонов, духов, человеческой души с ее невидимой чисто духовной стороны. Здесь скорее требуется уточнение и критика уже написанного, нежели создание нового.
Атеизм лучше суеверия, т.к оставляет человеку разум, науку, философию, а суеверие предпочитает им фанатизм толпы. Наука и религия могут вполне сосуществовать, если будут соблюдать принцип взаимного невмешательства и согласия.
Наука делится на 3 части:
- познание Бога
- познание природы
2 направления: теоретическая часть (исследование причин) – физика и метафизика, практическая часть (получение результатов) – механика и «естественная магия»
- познание человека
Главное внимание уделяется природе и человеку в их взаимосвязи, явным образом проявляющейся на практике. Бэкон убежден, что «искусственное отличается от естественного не формой или сущностью, а только действующей причиной»
При всем новаторстве, Бэкон следует науке эпохи Возрождения. Он помещает покоящуюся Землю в центр мироздания, пользуется учением о духах. Материя понимается им в первую очередь как многообразные качественно определенные вещи. Однако он постулирует, что «исследование природы происходит лучше всего тогда, когда физика завершается математикой».
Его методология была лишь проектом. В полном соответствии с требованиями нового оргранона научная деятельность осуществляется лишь в идеальном научном государстве, изображенном Бэконом в трактате «Новая Атлантида» (1627), и где вся жизнь построена на слиянии общественной деятельности с научной.