Мир познаваем в силу закона тождества мышления и бытия(это существование в широком смысле). «Одно и то же – мыслить и быть» (Парменид).
В истории философии закон тождества мышления и бытия как основания и гарант познаваемости мира принимал различные выражения:
· Гносеологическая координация между субъектом и объектом (Лосский)
· Взаимопринадлежность мышления и бытия (Хайдегер)
· Единосущее человека и природы, мышления и бытия (христианский тип философии)
· Предустановленная гармония между природой и духом, мышлением и бытием (Лейнцбих)
Мир непознаваем в силу несоответствия между мышлением и бытием, субъектом и объектом. Мышление способно создавать только относительный, условный, идеальный образ реального мира. Человек не способен познать мир «в подлиннике». Его знание о мире – это всегда субъективно преломленный образ мира.
Такая позиция ведет к агностицизму, т.е. отрицанию познаваемости мира, либо к скептицизму – сомнению в возможности истинного знания о мире, воздержанию от каких-либо убеждений как в пользу познаваемости, так и непознаваемости мира.
Основные аргументы непознаваемости мира античного скептика Секста Эмпирика, свои 10 троп он разделяет на 3 рода:
Первый род – аргументы от субъекта
1) Разнообразие живых существ (человеческий глаз воспринимает мир иначе, чем глаз пчелы)
2) Различие между людьми(эскимос и бушмен видят по-разному)
3) Различное устройство органов чувств (мед сладок для всех по-разному)
4) Различное состояние субъекта (в радости и в горе)
Второй род – аргументы от объекта
5) Различие между целым и частью объекта (цвет и форма слитка серебра)
6) Различие в обычаях и законах народов(норма и истинна у одних, беззаконье и ложь у других)
Третий род – аргументы интенции
7) Местоположение субъекта и объекта, расстояние, среда обитания(палка кажется преломлённой в воде)
8) Познание от примесей и условий среды (звук в узком коридоре и в широком зале)
9) Взаимозависимость вещей: нельзя судить о вещи самой по себе: она может быть больше или меньше, светлее или темнее и т.д.
10) От постоянства или редкости встречаемой вещи(солнце гораздо более поразительное явление чем комета, но в силу постоянства первого и редкости второго эти объекты познаются в различных отношениях и закономерностях)
“ Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.
Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема.
Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными. Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишьнаше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений.
И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, соединение “субъективного” и “объективного” в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т. е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания – «пространства» и «времени».
Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей: Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса и др. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.
28. Определение понятия наука. Характерные черты и отличительные признаки науки. Метафизические корни науки.
Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.
Наука, по словам М. Хейдеггера, - это способ, каким для нас предстает все, что есть, т.е. сущее в целом
Характерные черты научного знания:
1) твердо установленные факты;
2) закономерности, обобщающие группы фактов;
3) теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
4) методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изучаемых объектов;
5) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.
Научное знание отличается от других форм познания следующими признаками:
1) научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других;
2) объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты (например, точка, прямая в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело в физике);
3) важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;
4) научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий;
5) научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;
6) наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача — искать законы, по которым эти явления существуют.
Признаки науки:
1. Системность, целостность научного знания (в отличие от обыденного сознания).
2. Открытость научного знания (предполагает неполноту своего знания, возможность его уточнения и дополнения).
3. Стремление обосновать свои положения фактами и логически непротиворечивым способом.
4. Критичность науки в отношении собственных знаний.
5.Воспроизводимость научного знания в любом месте и времени при наличии соответствующих условий.
6. Независимость научного знания от личности ученого - интерсубъективность.
7. Наличие собственного языка, метода, приборов, аппаратуры.
Метафизические корни науки:
Наука уходит своими корнями в определенный способ восприятия сущего и понимания истины. В основе античной episteme (знание) лежит философское истолкование сущего как присутствия, а истины - как непотаенности, самораскрытия сущего через человека. На основании этого символом античной науки можно считать логику в самом широком смысле этого слова, как искусство выражения сущего, природы («фюсис») в слове. В средневековой «доктрине» сущее воспринимается как сотворенное Богом. Истина сущего дана в откровении Священного писания. Наука - это свод знаний учителей церкви и все, что связано с разъяснением и толкованием их учений В эпоху Возрождения человека становится точкой отсчета для сущего в целом: он противостоит сущему, оценивает и представляет себе сущее. Новое время превращает человека в субъект (т.е. лежащий в основании всего), а сущее - в объект (т.е. нечто противолежащее, или, точнее, противостоящее).
Сегодня общепринятым стали представления о том, что гуманитарные и естественные науки различаются в первую очередь объектами: гуманитарные науки изучают человека, а естественные – природу.