Материал для самопроверки по главе 1
Контрольные и тренировочные задания
1. Объясните смысл следующих изречений:
Всякое существование – это сосуществование.
Древняя мудрость
Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом.
Т. Пэн
Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом.
А. Сент-Экзюпери
2. По ходу аудиторных занятий заполняйте специальный словарь под условным названием «Словарь ранее непонятных мне терминов».
3. Составьте логические цепочки из основных терминов по каждому разделу главы. Например: «Общение – коммуникация – язык – речь – невербальная коммуникация»; «Общение – перцепция – идентификация – рефлексия – эмпатия – обратная связь» и т. д.
4. Подберите синонимы к следующим словам: коммуникация, перцепция, интерактивность, интерпретация, конкуренция, аудирование, визуальный.
5. Подберите антонимы к следующим словам: теория, диалог, конфликтность, адресант, альтруист, устный, тактичный, равнодушный.
6. Охарактеризуйте общение как коммуникативную деятельность.
7. Раскройте понятия «ситуация общения», «средства общения».
8. Охарактеризуйте технологический уровень личности как субъекта общения.
9. Дайте характеристику личностным показателям, наиболее значимым для педагогического общения.
10. Раскройте содержание этапов педагогического общения.
11. Оцените свои возможности владения культурой педагогического общения по следующим параметрам:
1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении:
а) умение слушать собеседника;
б) умение задавать вопросы;
в) умение анализировать выступление;
г) умение первому установить контакт с другим человеком;
д) умение понять другого человека;
с) умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения.
2. Стремление к установлению зрительного контакта:
а) умение смотреть на собеседника (аудиторию);
б) умение видеть и понимать реакцию слушателей.
3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом:
а) владение свободной, связной речью без опоры на конспект;
б) внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу и т. д.;
в) умение передавать свое отношение к сообщаемому.
12. Охарактеризуйте структуру и способыуправления педагогическимвзаимодействием.
13. Раскройте содержание понятия «затруднения в педагогическом общении».
14. Охарактеризуйте причины, структуру и педагогические стратегии управления межличностными конфликтами.
Задания в тестовой форме
1. Укажите правильный ответ.
Кто из указанных авторов назвал проблему общения самой неискоренимой и самой человечной?
а) А. Сент-Экзюпери;
б) А.А. Леонтьев;
в) Б.Ф. Ломов;
г) К. Роджерс;
д) В.А. Сухомлинский
2. Расположите в правильной последовательности этапы общения:
а) выбор конкретных средств общения;
б) планирование содержания своего общения;
в) потребность в общении;
г) восприятие и оценка ответной реакции собеседника на основе установления обратной связи;
д) ориентировка в целях, ситуации общения, в личности собеседника.
3. Укажите правильный ответ.
В модель процесса общения как деятельности по М.И. Лисиной входит:
а) предмет и задачи общения;
б) потребность в общении;
в) коммуникативные мотивы;
г) действия, средства и продукт общения;
д) все перечисленное.
4. Укажите критерии для определения контактного (дистантного) общения.
а) количество участников общения;
б) наличие или отсутствие какого-либо опосредующего «аппарата»;
в) форма существования языка;
г) положение коммуникантов в пространстве и времени;
д) обстановка общения и взаимоотношения общающихся.
5. Укажите правильный ответ.
К каким средствам общения можно отнести жесты?
а) лингвистические;
б) оптико-кинетические;
в) паралингвистические;
г) экстралингвистические;
д) пространственно-временные.
6. Укажите правильный ответ.
К каким средствам общения можно отнести ситуацию общения?
а) лингвистические;
б) оптико-кинетические;
в) паралингвистические;
г) экстралингвистические;
д) пространственно-временные.
7. Укажите правильный ответ.
Каким термином в системе коммуникации обозначается слушающий или читающий человек?
а) адресатом;
б) адресантом;
в) каналом коммуникации;
г) ситуацией общения;
д) всем перечисленным.
8. Укажите правильный ответ.
Какой из перечисленных компонентов не входит в структуру коммуникации?
а) процессуальный;
б) контекстный;
в) знаковый;
г) текстовый;
д) все ответы неверны.
9. Укажите правильный ответ.
Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя говорение и слушание?
а) процессуальный;
б) текстовый;
в) знаковый;
г) все перечисленные;
д) все ответы неверны.
10. Укажите правильный ответ.
Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя мимику и жесты?
а) процессуальный;
б) текстовый;
в) знаковый;
г) все перечисленные;
д) все ответы неверны.
11. Укажите правильный ответ.
Умение понимать эмоциональное состояние собеседника относится к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) передачи информации;
д) все ответы верны.
12. Укажите правильный ответ.
К какой стороне общения по Г.М. Андреевой относится организация взаимодействия между общающимися индивидами?
а) коммуникативной;
б) интерактивной;
в) перцептивной;
г) ко всем перечисленным.
13. Укажите правильный ответ.
Определите содержание перцептивной стороны общения.
а) обмен информацией;
б) взаимодействие с другими людьми;
в) познание других людей;
г) все перечисленное.
14. Укажите правильный ответ.
К основным механизмам межличностного восприятия относятся:
а) эмпатия;
б) стереотипизация;
в) идентификация;
г) все перечисленное.
15. Укажите правильный ответ.
Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним являются одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе и определяются термином:
а) социально-психологическая рефлексия;
б) стереотипизация;
в) эмпатия;
г) идентификация.
16. Укажите правильный ответ.
К какой группе коммуникативных умений относится умение говорить выразительно, логично и связно?
а) речевые умения;
б) социально-психологические умения;
в) умения использовать невербальные средства общения;
г) умения использовать в общении нормы речевого этикета.
17. Укажите правильный ответ.
К какой группе коммуникативных умений относится умение вовремя вступить в общение, поддерживать его и завершить общение?
а) речевые умения;
б) социально-психологические умения;
в) умения использовать невербальные средства общения;
г) умения использовать в общении нормы речевого этикета.
18. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.
Речь – это:
а) психическое явление;
б) процесс общения посредством языка;
в) обмен информацией между людьми;
г) процесс отражения мыслей и чувств;
д) все ответы верны.
19. Укажите правильный ответ.
Какие отечественные авторы разрабатывали понятие «педагогическое общение»?
а) И.А. Зимняя;
б) А.А. Леонтьев;
в) З.С. Смелкова;
г) А.Б. Добрович;
д) все ответы верны.
20. Укажите правильный ответ.
Кто из отечественных авторов выделил нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую воспитательные функции общения школьников?
а) И.А. Зимняя;
б) А.А. Леонтьев;
в) В.А. Кан-Калик;
г) А.В. Мудрик;
д) З.С. Смелкова.
21. Укажите правильный ответ.
Безразличие к словам учителя вызывают:
а) равнодушный тон, речевые штампы;
б) тавтология, жаргонные слова;
в) обилие иностранных слов, терминов;
г) все ответы верны.
22. Укажите правильный ответ.
Характерные черты опытного педагога:
а) скромность и простота в общении с людьми;
б) стремление в случае неудачи исправить упущение и только потом принимать решение по поводу случившегося;
в) не сваливать промахи в работе на «объективные обстоятельства».
г) все ответы верны.
23. Укажите правильный ответ.
Отношение к окружающим в значительной мере зависит от нашей самооценки:
а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;
б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинством членов коллектива;
в) адекватная самооценка затрудняет общение;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
24. Укажите правильный ответ.
Чтобы не раздражаться, постоянно держать себя в руках, необходимо:
а) заняться привычной работой, уметь отвлечься от своих забот;
б) не бичевать себя, если что-то не получается на высоком уровне;
в) не предъявлять чрезмерных требований к окружающим;
г) все ответы верны.
25. Укажите правильный ответ.
Учитывая свойства нервной системы воспитанников, следует помнить, что:
а) сангвиника отличает психическая активность, высокая работоспособность;
б) флегматик охотно выполняет новую, незнакомую работу;
в) холерик отличается низким уровнем психической активности;
г) меланхолик охотно выполняет работу, в которой максимальные напряжения сменяются периодами с меньшей нагрузкой, более спокойными.
д) все ответы верны.
26. Укажите правильный ответ.
Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях зависит от:
а) педагогического мышления и опыта преподавателя;
б) от знания и умения применять различные приемы воздействия;
в) от такта учителя и умения подбирать оптимальные способы общения с учащимися;
г) все ответы верны.
27. Укажите правильный ответ.
Какой из уровней коммуникативных умений характеризуется частным и несистематизированным осознанием явлений педагогического общения?
а) интуитивный;
б) житейский;
в) сознательный;
г) рациональный;
д) все ответы верны.
28.Укажите правильный ответ.
Какой план общения характеризуют интересы и склонности учителя?
а) коммуникативный;
б) индивидуально-личностный;
в) общий социально-психологический;
г) морально-политический;
д) все ответы неверны.
29. Укажите правильный ответ.
К какому типу барьеров педагогического общения относится неправильное отношение учителя к учащемуся?
а) физические барьеры;
б) социально-психологические барьеры;
в) барьеры неправильной установки сознания;
г) личностные барьеры;
д) все ответы неверны.
30. Укажите правильный ответ.
К характеристикам диалогической коммуникации относятся:
а) психологическая установка – «на равных»;
б) учет индивидуальных особенностей учащихся;
в) открытое предъявление собственного мнения;
г) все перечисленное.
Тестирование
На то, как мы воспринимаем услышанную информацию, большое влияние оказывает преобладающий канал получения и переработки информации. Область практической психологии, исследующая особенности восприятия мира через эти ведущие каналы, называется нейролингвистическим программированием. Основатели этого направления Р. Бендлер и М. Гриндер выделяют три канала восприятия: визуальный (зрительные ощущения); аудиальный (слуховые ощущения); кинестетический (основанный на ощущениях тела). От преобладания того или иного канала восприятия зависит словарный состав речи, невербальные реакции, организация межличностного пространства общения.
1. Определите с помощью теста, какой способ (канал) восприятия у вас наиболее развит. Отвечая, вы должны либо согласиться («да»), либо не согласиться («нет») с предлагаемыми утверждениями.
Утверждения:
1. Я люблю смотреть на небо.
2. Я часто что-то напеваю себе под нос.
3. Я признаю только ту одежду, в которой мне удобно, и даже ради красоты и моды не надену неудобную вещь.
4. Очень люблю ходить в парную баню или в сауну.
5. При покупке автомашины для меня был бы очень важен ее цвет.
6. Могу, не глядя, по повороту ключа в замке или по шагам понять, кто из домашних вошел в квартиру или в комнату.
7. Мне нравится иногда ради забавы подражать манере говорить других людей,их голосу, а также различным акцентам и диалектам.
8. Я обычно много времени уделяю тому, чтобы выглядеть привлекательно.
9. Получаю большое удовольствие от массажа.
10. На улице, в транспорте люблю рассматривать людей.
11. Чтобы хорошо себя чувствовать, мне надо много двигаться.
12. Увидев в магазине платье или костюм, я без примерки могу понять, подойдет он мне или нет.
13. Когда я слышу песни прошлых лет, то это прошлое словно возвращается ко мне.
14. Я часто читаю во время еды.
15. Очень часто и подолгу разговариваю по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Мне больше нравится слушать рассказы, которые читают по радио, чем читать самому.
18. После тяжелого дня или после какой-либо неудачи я чувствую напряжение во всем теле.
19. Люблю фотографировать и делаю это часто.
20. Долго помню все, что мне говорят мои родные и близкие.
21. Люблю покупать цветы даже без всяких поводов.
22. Получаю большое удовольствие от горячей ванны.
23. Стараюсь записывать в ежедневник или в блокнот все то, что мне необходимо сделать.
24. Когда меня никто не слышит, часто разговариваю сам с собой.
25. Если приходится долго ехать на каком-либо транспорте, мне потом требуется время, чтобы прийти в себя.
26. Тембр голоса может мне многое сказать о человеке.
27. Для меня очень важно, как одет человек, с которым мне приходится общаться.
28. Не могу утром подняться с постели, пока не потянусь как следует, не расправлю конечности, не разомну все мышцы и косточки.
29. Не могу уснуть на неудобной постели.
30. Очень редко мне попадается удобная обувь.
31. Очень люблю ходить в кино, театр, смотреть телевизор.
32. Если я хоть раз встречусь с человеком, – то узнаю его лицо даже через годы.
33. Очень люблю стук дождя по крыше, подоконнику или зонту.
34. Я умею слушать собеседника.
35. Люблю танцевать, заниматься спортом, делать гимнастику.
36. Не могу уснуть, если в комнате громко тикает будильник.
37. Имею или хочу иметь дома хорошую музыкальную стереоаппаратуру.
38. Когда звучит музыка, я невольно начинаю двигаться в такт или отбивать ритм ногой.
39. Люблю экскурсии, связанные с осмотром достопримечательностей.
40. Не выношу беспорядка в доме или на рабочем месте.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что уют в доме создается прежде всего правильным освещением.
43. Люблю ходить на концерты.
44. Многое могу понять о человеке по тому, как он пожимает мне руку.
45. Люблю ходить в музеи и на выставки.
46. Получаю огромное удовольствие от серьезной дискуссии, обмена мнениями, спора.
47. Считаю, что прикосновением можно сказать даже больше, чем словами.
48. Если вокруг шумно, мне очень трудно сосредоточиться.