Введение
Основой экономического развития арабских государств, большинство из которых получило независимость после окончания второй мировой войны, является нефть. Богатейшие запасы "черного золота" определили не только преимущественно сырьевой характер экономики этих стран, но во многом и их внешнеполитический курс. Англия и Франция продолжали доминировать в регионе, бывшем ранее их колониями, а со времен нефтяного кризиса 70-х годов США объявили район Персидского залива зоной своих жизненных интересов. Именно нефть поделила страны региона на союзников и противников США. Соединенные Штаты неоднократно демонстрировали как снисходительность по отношению к своим союзникам в регионе, так и крайнюю жесткость по отношению к тем, кто претендует на проведение самостоятельной линии во внешней политике. Обвинения в поддержке международного терроризма заслужили Ливия, Иран и Ирак, к ним же предъявляются претензии в нарушении прав человека. Союзники же США, Египет и Саудовская Аравия[1], не удостоились упреков ни в поддержке терроризма, ни в исламском фундаментализме, хотя оснований для этого имели не меньше.
В связи с этим, актуальность темы, «Саудовская Аравия в XIX-XX веках», вызвана, тем, чтоАрабские монархии Персидского залива, в недрах которых залегают 43,9% мировых доказанных запасов нефти и 15,5% природного газа, переместились в последние десятилетия с региональной периферии в фокус мировой экономики и ближневосточной политики в контексте происходящих глобализационных процессов, формирования транснациональных экономических взаимосвязей, возникновения новых параметров международных отношений.
В сжатые исторические сроки данная группа государств, объединившаяся в рамках субрегионального альянса Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)[2], превратилась в весьма активный субъект международных отношений на субрегиональном, арабском и исламском уровнях, важного финансового донора западных стран, ведущего импортера их оружия и высоких технологий. Причем есть основания полагать, что по мере сокращения мировых углеводородных запасов важность стран ССАГПЗ в мировой экономике и политике может возрастать.
«Аравийская шестерка» реально воздействует на политическую конфигурацию на Ближнем Востоке. Практически ни одна значимая проблема не рассматривается без участия Саудовской Аравии - самого крупного, богатого и влиятельного участника монархического альянса. В силу консервативности режимов эта группа государств традиционно располагалась на правом фланге арабского сообщества, пытаясь на протяжении десятилетий предотвратить распространение революционно-демократических процессов. Исторический перелом, произошедший в конце столетия, объективно укрепил их положение в регионе.
Государства Совета сотрудничества являются не только частью арабского сообщества, но и важным компонентом мусульманского мира, в особенности Саудовская Аравия по праву «хранительницы двух святынь» и родины ислама. Без понимания религиозной составляющей, в частности, саудовского королевства, невозможно выйти на оптимальные параметры взаимоотношений с ними.
Важность рассмотрения данной темы для Казахстана имеет и самостоятельную значимость. Во-первых, субрегион Персидского залива находится в относительной близости от ее юго-западных рубежей, поэтому возникающие здесь процессы, в том числе турбуленции и кризисные узлы затрагивают ее внешнюю безопасность. Во-вторых, обозначивающиеся взаимосвязи между сепаратистско-экстремистскими кругами некоторых мусульманских районов и религиозно-фундаменталистскими структурами стран Персидского залива подрывают стабильность общества, могут иметь негативные последствия для государственного устройства. В-третьих, объемы добываемых странами этого субрегиона углеводородных источников, к числу крупнейших экспортеров которых относится также и Казахстан, напрямую воздействуют на формирование конъюнктуры и цен на мировом рынке. Наконец, казахстанская сторона заинтересована в налаживании многогранного партнерства с государствами ССАГПЗ, обладающими громадным инвестиционным потенциалом.[3]
Существует и иное измерение «аравийской шестерки», представляющее научный и практический интерес - это процесс модернизации данной группы государств. Втягиваясь в современный цивилизационный поток, они стремятся преодолеть состояние отсталости, найти на путях модернизации оптимальную формулу развития, которая бы обеспечивала рациональное совмещение достижений научно-технического прогресса с национальной культурой, религиозной идеологией, исторической памятью. Исследование этой темы важно не только с точки зрения углубленного понимания формирующейся общественно-государственной модели в странах ССАГПЗ, но и возможного вычленения закономерностей поступательного развития на этапе модернизации, их экстраполяции на другие страны и регионы.
Актуальность модернизационной проблематики объясняется ее постоянной новизной, нарастающей глобализацией и динамизацией. Используя опыт промышленно развитых стран, монархии Залива пытаются приобщиться к новым цивилизационным стандартам с учетом своей специфики.
Основной объект исследования - наиболее существенные направления социально-экономической, государственно-политической и религиозной эволюции, а также формирование внешнеполитических параметров Саудовской Аравии в течение последних двух веков.
Главные цели:
1. Вскрыть закономерности и специфику этапов развития страны.
2. Спрогнозировать на основе углубленного рассмотрения социально-экономического и политического состояния возможный характер ее последующей эволюции.
3. Проанализировать узловые внешнеполитические компоненты государства, определить оптимальные подходы Казахстана к монархиям Залива на перспективу.
Задачи работы спроецированы на достижение главных целей. В круг основных задач входят:
- анализ главных парадигм экономического развития страны
- исследование характера социальных трансформаций в условиях модернизации, специфики возникающих социумов;
- оценка жизнеспособности монархической формы правления в современных условиях;
- определение параметров и основных направлений эволюции религиозного фактора в обществе и государстве, в особенности ваххабитской составляющей саудовского королевства;
- выявление динамики отношений Казахстана с монархией Залива;
Тщательная проработка обширного фактологического материала, источников и литератур, позволяют утверждать, что проблематика современной эволюции Саудовской Аравии остается пока слабоизученной.
Научная новизна, состоит в исследовании модернизации Саудовской Аравии в современных условиях, выявлении глубины и масштабности происходящих процессов по основным направлениям, проведено исследование трансформации ваххабизма в качестве религиозной составляющей саудовского общества и государства, эволюции соотношения «религиозного» и «светского» компонентов в королевстве.
Практическая значимость. Проведенное исследование может служить базой для научно достоверного системного восприятия модернизирующихся государств Персидского залива, особенно Саудовской Аравии, применительно к которой, не изжиты устарелые штампы и стереотипные оценки.
Практический интерес представляют результаты рассмотрения вопросов, связанных с формой собственности на углеводородные ресурсы в странах, где они являются главным источником бюджетных поступлений и формирования социальных программ в условиях неокрепшего частного капитала, а также подходом к проблеме приватизации государственной собственности.
Анализ исламской составляющей монархии нацелен, в том числе на выявление политического характера его воздействия на общественном и государственном уровнях, что призвано в условиях конфессиональной самоидентификации мусульманских народов содействовать формированию объективного видения виртуальных последствий политизации ислама и его расширяющегося участия в практических делах.
Хронологические рамки. Исследование охватывает последние два века XIX и XX, период становления и развития Саудовской Арвии..
Методологическая основа. Это апробированный отечественной наукой и практикой принцип историзма, позволяющий проследить эволюцию общественно-политических явлений в их причинно-следственной взаимозависимости. Вместе с тем многомерность происходящих трансформаций и изменений, а также относительная исследовательность общей исторической канвы потребовали задействования более широкого набора методологических приемов из арсенала структурно-проблемного, системного, сравнительного и функционального анализа.
Источниковая база. Исследование осуществлялось на основе анализа официальных документов и материалов. Существенным подспорьем служила статистическая и справочная литература.
При разработке данной темы, мы опирались на заложенный отечественным востоковедением мировоззренческий фундамент, созданию которого способствовали, в частности, А.М.Васильев[4], Г.Ф.Ким, В.Б.Луцкий, Г.И.Мирский, В.В.Наумкин, Е.М.Примаков, Н.А.Симония и другие видные ученые.
Весомый вклад в исследование развития государств Персидского залива внес авторский коллектив «Новейшей истории арабских стран Азии» (ответственный редактор В.В.Наумкин, М. 1988).
Внешнеполитической теме посвящены работы А.М.Васильева «Факелы Персидского залива» (М. 1976) и «Персидский залив в эпицентре бури» (М. 1983), Л.И.Медведко «К востоку и западу от Суэца» (М. 1981), В.В.Машина и А.И.Яковлева «Персидский залив в планах и политике Запада» (М. 1985), Р.В.Маркаряна «Зона Персидского залива: проблемы, перспективы» (М. 1986), В.Ю.Гошева «СССР и страны Персидского залива» (М. 1988).
Среди страноведческой литературы хотелось бы, прежде всего, отметить труды ведущего саудоведа А.М.Васильева, написавшего «Историю Саудовской Аравии» (дополненное издание вышло в 1999 г.), а также Л.В.Вальковой, О.Г.Герасимова, А.З.Егэрина, В.А.Исаева, Е.С.Мелкумян, В.В.Озолинга, И.В.Тимофеева, А.О.Филоника, А.И.Яковлева.
В работе над проблематикой ислама, фундаментализма и терроризма учитывались, в частности, оценки и соображения, высказанные в монографиях, статьях и выступлениях А.М.Васильева[5], А.А.Игнатенко, Д.Б.Малышевой, Ф.М.Мухаметши-на, Л.Р.Полонской, Л.Р.Сюкияйнена, Ю.Л.Тегина, Р.М.Шариповой.
Полезные статьи по тематике найдены в сборниках Института Востоковедения РАН, Института изучения Израиля и Ближнего Востока, а также журналах «Международная жизнь», «Восток», «Мировая экономика и международные отношения», «Азия и Африка сегодня», «Вопросы философии» и др.
Структура работы в значительной мере предопределена поставленными главными целями и задачами. Работа состоит из трех глав, а также развернутых введения и заключения.
Распространение ваххабитского движения в Саудовской Аравии
«Государство Саудидов, развившееся на основе ваххабитского движения, бросило вызов Османской империи, столкнулось с европейскими странами и на какой-то момент оказалось на авансцене ближневосточной политики»[6]. К началу XVIII в. Османская империя вступила в полосу заката. Ее провинции стали приобретать все большую самостоятельность. «Мекканские шерифы вели себя все с большей самостоятельностью и переставали считаться с турками»[7].
Одновременно усилилось влияние европейских стран в Аравийском полуострове, вступивших на путь капиталистического развития, где мощными темпами развивалось машинное производство. Хищнические интересы молодой развивающейся буржуазии давно вышли за пределы европейских стран в поиске новых источников средств и дешевой рабочей силы в азиатском регионе, где влияние Османской империи падало быстрыми темпами. Они были кровно заинтересованы в укреплении своих позиций и расширении колониальных владений в регионе, а также в обеспечении безопасности торговых путей к ним.
Сложилась обстановка, когда, с одной стороны, Османская империя, раздираемая внутренними противоречиями и давлением внешних сил, шла к катастрофическому развалу. Оценивая общий кризис Османской империи К.Маркс и Ф.Энельс сравнивали ее с гниющей и разлагающейся лошадиной падалью, которая, подобно всякому другом гниющему телу, «обильно выделяет в окружающую среду болотный газ и другие «благоухающие» газообразные вещества»[8]. В этой обстановке заметно активизировались внешнеполитическая деятельность западноевропейских государств (Англии, Франции, России, Австрии и др.) на Ближнем Востоке.
С другой стороны усиливались мятежные движения вассальных туркам арабов за свою независимость и самостоятельность. В этот момент в Недже зародилось мощное религиозное движение, социально-политическое, содержание которого отвечало задачам, стоящим перед аравийским обществом в целом и перед Центральной Аравией, в частности. Им стало ваххабитское течение в исламе.
О причинах возникновения ваххабитского движения на Аравийском полуострове известный французский специалист по странам Востока Ф.Менжин излагает иную точку зрения в оправдательном завоевательных планов западных стран тогда тоне: «Ваххабизм сложился в специфической политической обстановке. Центральная Аравия была раздроблена на ряд эмиратов и стояла перед угрозой завоевания османскими турками или иранцами. В этих условиях необходимо было знамя объединения, а так как мировоззрение средних веков было религиозным, этим знаменем стал определенный толк ислама - ваххабизм. Правда, новым этот толк не был. Абд-ал-Ваххаб призывал к очищению ислама от остатков язычества («джахалийа») и от новшеств («бида», к числу которых он относил отход от строгого единобожия, сооружение гробниц, почитаемых в разных оазисах, процветание магии и ворожбы), неукоснительному соблюдению основных заповедей ислама (пятикратная молитва, паломничество в Мекку, закят - налог в пользу бедных и др.), отказу от всякой роскоши, ростовщичества, а также проституции и педерастии. Здесь нет прямых политических требований, но косвенные очевидны[9].
К возникновению ваххабизма предшествовало еще то обстоятельство, что «произвол и тирания оазисной знати достигли крайних форм. Эксплуатация принимала хищнический характер»[10].
Хусейн ибн Ганнам, фанатичный последователь учения Ибн Абд Аль-Ваххаба в своей книге «История Неджда, называемая садом мыслей и понятий», сообщает о восстании возмущенного до точки кипения населения против правителя Рияда (конец 30-х начало 40-х годов) Даххама ибн Давваса[11].
В результате сложившейся ситуации, интересы зарождающейся европейской буржуазии, особенно английской, и последователей нового религиозного движения ваххабизма в регионе совпали полностью. В обстановке сокрушительного падения Османской империи первые были заинтересованы в усилении своего влияния на Аравийском полуострове, которым решали стратегическую задачу обеспечить прямой выход через Средиземное море и Азию к своим колониальным владениям в Индии, и безопасность торговых путей с ними. А вторые, в создании нового исламского государственного образования на территории Аравийского полуострова, независимого от Османской империи.
В исторической литературе об основателе ваххабитского движения говорится таким образом: «Назад тому около полувека, как секта сия (т.е.ваххабизм. - А.В.) была основана арапским шеком (шейхом) по имени Магометом. По утверждением ваабиев (ваххабитов) он происходил от Абдель Вааба (Ваххаба), сына Солиманова. Древнее есть предание между ими, что оный Солиман, бедный арап малого негдийского поколения (пр.Недж), видел некогда во сне, что пламя, выходящее из тела его, распространилось далеко по полям, истребляя в проходе своем палатки в степях и жилища в городах. Солиман, устрашенный сим сновидением, требовал истолкования от шеков своего поколения, которые почли его щастливым предзнаменованием. Объявив ему, что сын его будет основателем новой веры, к которой обратятся степные арапы, а ими жители городов будут покорены. Это сон действительно сбылся не в особе Абдель Вааба, сына Солиманова, но внука его шека Магомета» - писал в 1805 году русский «Журнал различных предметов словесности»[12].
Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб, основатель религиозного и общественно-политического движения в Аравии, названного по его имени ваххабизмом, родился в провинции Саудовской Аравии Аяйна в 1703[13] или 1704 гг. (о дате его рождения во мнениях ученых имеется расхождение[14]) и скончался в 1791 году. Ахмад ибн Ас-Сейид Зейни Дахлян указывает третью дату его рождения 1111г. по хиджре (1691г.)[15].
В книги же Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба «Китаб ат-Тавхид» (Книга единения), где заложены принципы и основы его новой религиозной секты, говорится, что шейх уль-ислам Мухаммад бин Абд Аль-Ваххаб бин шейх Сулейман бин Али ибн Мухаммад бин Ахмад бин Рашид бин Барид бин Машраф бин Омар бин Маадад бин Раис бин Захир бин Мухаммад бин Аляви бин Вахиб бин Касим бин Муса бин Масуд бин Акба Аль-Ханзали Ат-Тамимий, родился в 1115 г. по хиджре в местечке Аль-Айна в Неджде. Коран читал в 10 лет. Был остр на понимание, быстр в осознание, чем удивлял членов своей семьи. Он начал посещать лекции и проповеди известных в регионе образованных людей. С этой целью ездил в Басру, Хиджаз, Ихса и др. Его учителями были: Мухаммад Хаят Ас-Санадий Аль-Маданий, шейх Исмаил Аджалуний, Али Эфенди Дагъистаний, шейх Абдулла бин Ибрагим Неджедий и др. Его стали посещать люди, отступившие от веры Аллаха. Мухаммад совершил хадж в Мекку. Он посетил Медину, могилы известных ученых. Направился в Сирию, вернулся обратно в Неджд. Встретился со своим отцом в местечке Хураймала, откуда начал призыв к сунне Мухаммада. Затем вернулся в Аль-Аяйну. Уничтожил в Джабиле купола и мечетные построения над могилами сподвижников пророка и др. Вернулся в Дерийю. Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба принял имам Мухаммад бин Сауд и благословил его деятельность. Начиная с того момента он начал активно призывать людей к «тавхиду» (единобожию) и шариату, отверг «ширк» (многобожество) и другие запреты. Мухаммад призвал к «джихаду» против вероотступничества. Имам достиг успехов, к нему присоединились правители арабских и других стран, и т.д.[16]. Отец Мухаммада бин Абд Аль-Ваххаба Абд Аль-Ваххаб ибн Сулейман был мусульманским судьей (кади). Его брат Сулейман ибн Абд Аль-Ваххаб рассказывал летописцу Ибн Ганнаму, что в детстве будущий основатель новой мусульманской секты проявлял большие способности, выучил Коран, не достигнув и 10 лет[17].
С достижением зрелости «деятельность Мухаммада вышла далеко за рамки религиозной проповеди. С середины XVIIIв. ваххабизм был признан официальной религией княжества Дерийя, эмиры которого Мухаммад ибн Сауд (1747-1765) и его сын Абд аль-Азиз (1765-1803), опираясь на союз ваххабитских племен, стали требовать от других племен и княжеств Неджда под угрозой «священной войны» и смерти принятия ваххабитского вероучения и присоединения к саудовскому государству»[18].
Таким образом, шествие течения Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, под предлогом необходимости борьбы с «бидгъа» (новшеств в религии) началось с обращения в ваххабизм небольшого арабского племени «аль-анза» в Дерийе на территории нынешней Саудовской Аравии в середине XVIII века. В своих воспоминаниях английский подданный мистер Хамфер, работавший долгое время в азиатских колониях Османской империи писал: «Наше государство - Британия по своему размеру значительно меньше, чем множество королевств и княжеств, над которыми она господствовала: Индия, Китай, страны Ближнего Востока и другие. Было очевидно, что англичане не были в состоянии эффективно управлять этими странами без тонкой и продуманной политики. Каждый шаг мы должны были продумать с двух позиций: первая - сохранение влияния над нашими колониями; вторая - присоединение к нашим владениям новых зон влияния.
Исходя из этих двух позиций, Министерство по делам колоний создало в колониях особые комитеты, основной задачей которых были постоянное изучение данной проблемы. Восточно-индийская кампания, которая внешне, якобы, занималась чисто вопросами торговли, на самом деле делала все для усиления английского влияния в Индии... С «больным» человеком (Османская империя - прим.автора) мы заключили несколько выгодных для Англии договоров. В отчетах информаторов Министерства по делам колоний подчеркивалось, что «больной» находится на последнем издыхании[19]. Недждские эмиры поняли выгоды, которые сулит им ваххабизм, не сразу. Ибн Абд-ал-Ваххаба не раз должен был перебираться из эмирата в эмират, пока, наконец, правитель одного из них Мухаммад ибн Сауд Дарийский оказался достаточно дальновидным и заключил с вероучителем союз, по которому оба торжественно обязались совместно бороться за победу тавхида. При этом эмир не скрывал своих политических устремлений: «Твоя вера – моя, и вера моего народа... И мы понесем ее до крайних рубежей арабских земель»[20].
Дарийа превратилось в центр активного распространения тавхида. В соседние оазисы и племена были разосланы миссионеры, склонявшие население принять новое вероучение, а в саму Дарийю стекались прозелиты, которых не только кормили, но и щедро награждали одеждой и деньгами. Противников тавхида терроризировали. Все это повело к заметным успехам. Путешественник и исследователь К. Нибур, как раз в эти годы привезший в Европу первые сведения о муваххидах (так себя также называли ваххабиты – прим.автора), сообщал, что Дарийа уже объединила вокруг себя ряд других эмиратов, и в центральной Аравии появилась крупная политическая сила[21].
Масштабы собирания аравийских земель в огромной степени возросли при сыне и преемнике Мухаммада, Абд-ал-Азизе I, под властью которого оказалась вся Центральная и Восточная Аравия. Ваххабитские воины стали вторгаться в Ирак. Набеги на захваченные турками арабские земли продолжались и при третьем эмире, Сауде, который к тому же подчинил себе Западную Аравию - Хиджаз. Тем самым его суверенитет распространился на священные города ислама - Мекку и Медину[22].
Уже к концу XVIII в., после смерти основателя ваххабизма Мухаммада ибн Абд-ал-Ваххаба, недждские эмиры - Саудиды - присвоили себе не только светскую, но и верховную духовную власть, оставив за потомками ибн Абд-ал-Ваххаба («ауляд-аш-шейх») только функции вероучителей и судей[23].
Процесс образования государственности Королевства Саудовской Аравии прошел три этапа. Первое саудовское государство появилось в начале 1744 года, когда шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, основатель ваххабитского движения переселился в город Дерию и договорился с его правителем принцем Мухаммадом ибн Саудом о поддержке его новой религиозной миссии. Этот этап длился около 75 лет и завершился в 1817 год, когда Османская империя организовала третий поход на Аравийский полуостров под предводительством Ибрагим-паши[24]. Второй этап истории Королевства Саудовской Аравии начинается с 1824 года, когда Имам Турки ибн Абдалла захватил г.Эр-Рияд и освободил все государства, расположенные на плато Неджда, от влияния Мухаммада Али-паши, наместника Османской империи в Египте.
Третий период приходится на 1902 года, когда король Абд Аль-Азиз ибн Абд Ар-Рахман Аль-Фейсал Аль Сауд захватил Эр-Рияд, сделав его центром объединения Аравийского полуострова и оплотом ваххабизма[25].