Г.
Предмет: Обществознание
Урок № 82
Группа 3-17
Тема: Государственный суверенитет
Цель:
Образовательная: рассмотреть понятие государство, основные признаки возникновения государства, функции, а также форму государства
Развивающая: развивать умение учащихся проводить сравнительный анализ фактов, понятий и событий социального бытия;
Воспитывать: воспитывать уважение к таким социальным нормам жизни, как право и мораль.
Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2014 г
Базовые понятия: государство, государственное устройство, гражданство.
Тип урока- усвоение новых знаний и умений.
По данному плану составьте конспек
ПЛАН
1). Происхождение государства
2). Функции государства
3). Форма государства
4). Форма правления
5). Государственное устройство
6). Гражданство
Ход урока
Отгадайте загадку
Загадка. Оно похоже на броню, поскольку защищает вас; оно похоже на правила, поскольку указывает, как можно себя вести; оно похоже на судью, потому что вы можете к нему обращаться за защитой. Оно устанавливается исключительно государством и обязательно для всех. Оно похоже на время, поскольку перед ним все равны — богатые и бедные, старые и молодые, люди всех рас и национальностей. Оно требует от вас с уваже: нием относиться к другим. Оно подобно вечным ценностям: добру, правде и справедливости. Как вы считаете, что это такое? ОТВЕТ________________
Происхождение государства
В рамках изучения обществознания мы установили, что каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все мы живущие в нашей стране независимо от социального статуса и национальной принадлежности являемся гражданами своего государства. Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Об этом сегодня и пойдет речь.
Государство – основной политический институт общества осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.
Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):
Внешние Внутренние
1 Оборона 1 Охрана порядка
2 Дипломатия 2 Организация хозяйства
Форма государства
Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам.
Характеристики государства (форма государства):
Государственное устройство
Форма правления
Политический режим
Форма правления
Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования
Формы правления:
Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.
Ограниченная (конституционная)
Неограниченная (абсолютная)
Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)
Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.
Президентская
Смешанная
Парламентская
Различие парламентской и президентской республик
Президентская
Президент (глава государства) избирается населением.
Глава правительства президент.
Правительство назначается президентом
Правительство несет ответственность перед президентом.
Парламентская
Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом
Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении)
Правительство формируется парламентом
Правительство несет ответственность перед парламентом
Смешанная
Президент (глава государства) избирается населением
Глава правительства премьер-министр
Правительство назначается президентом
Правительство несет ответственность перед парламентом
Государственное устройство
Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.
Федеративное (федерация) США, Россия, Индия, Канада
Конфедеративное (Конфедерация) СНГ, США до 1787, Германия до 1866
Унитарное Финляндия, Франция, Япония, Италия, Великобритания
Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.
Конфедерация – союз государств.
Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.
Запишите таблицу в конспект
Домашнее задание контроль усвоения темы урока
Выучить новые понятия
Смотреть конспект