Глава 6. Основы педагогического мастерства
Ключевые понятия: педагогические способности; педагогическая техника, педагогическое мастерство; профессиональная культура учителя; коммуникативное развитие детей с нарушениями речи; основы профессионализма учителя-логопеда.
Структура педагогического мастерства
Согласно классификации Е.А. Климова, любую профессию можно соотнести с одной из пяти основных групп: 1) «человек-природа», 2) «человек-техника», 3) «человек-художественный образ», 4) «человек-знаковая система», 5) «человек-человек».
В частности, группе профессий «человек-человек», к которой относится и профессия учителя, должны быть присущи следующие характеристики:
Ø Умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей».
Ø Умение слушать и выслушивать.
Ø Широкий кругозор.
Ø Речевая (коммуникативная) культура.
Ø «Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, моделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту».
Ø «Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше».
Ø Способность сопереживания.
Ø Наблюдательность.
Ø «Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом».
Ø Решение нестандартных ситуаций.
Ø Высокая степень саморегуляции [40].
Отечественная наука о воспитании и образовании переживает сложный период освобождения от догм и стереотипов административно-командной педагогики. Весьма существенной является при этом рольинтеграции педагогики с науками о человеке, его деятельности и общении. Одним из ведущих направлений реформирования современных образовательных систем является гуманизация образования, основанная на понимании деятельности и общения учителя и учеников как субъект-субъектного взаимодействия, неотъемлемым компонентом которой выступает формирование культуры общения, коммуникативного поведения учащихся (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов и др.).
Гуманизация (гармонизация) личности учителя предполагает становление его особой культуры: культуры убеждений, культуры переживаний, культуры представлений и культуры влияний.
Культура убеждений отличает настоящего учителя от инструктора, урокодателя. Важнейшее из убеждений – убеждение в свободе и самоценности каждого человека, в том числе и учителя, и ученика. Конечной целью образования является не передача и накопление информации, а укрепление духовности как способности жить осмысленно и нравственно. Духовность не передается от учителя к ученику с помощью той или иной технологии, а воспринимается (или не воспринимается) учащимися лишь на основе их собственной внутренней культуры.
Культура эмоциональной жизни, способность учителем ценить, правильно понимать, искренне принимать и адекватно выражать свои собственные переживания и переживания учащихся облегчает вступление учителя в равноправный диалог с ребенком; делает возможным развивать у учащегося личностное отношение к предмету, заменять формальное заучивание подлинным интересом. Раскрепощение эмоциональной жизни обогащает самого учителя, делает полноценным его общение с детьми и с другими людьми.
Представление учителя о самом себе также требует совершенствования. Часто учитель воспринимает себя в школе ограниченно – лишь как носителя своей социальной роли, отказывает себе в праве быть самим собой, что создает психологические барьеры в общении с окружающими. Подлинная культура самовосприятия и самопроявления учителя заключается не столько в профессиональном, сколько в личностном самоопределении, в котором отправной точкой является не стереотип идеального учителя, а актуализация собственных возможностей, развитие собственного творческого потенциала, становление индивидуальности.
Культура педагогического влияния предполагает отказ учителя от теории и практики формирующего воздействия, замену его развивающим влиянием. При этом главной и основной заботой учителя становится не определение цели для учащихся и контроль за их продвижением к данной цели, а создание максимально благоприятных, стимулирующих условий для самостоятельного интеллектуального, нравственного, эстетического и любого другого развития учащихся [95; 82].
По мнению А.А. Криулиной, к совокупности образов профессиональной культуры учителя следует отнести образы: культуры познания, культуры труда, культуры общения, культуры самосовершенствования.
Культуру общения как компонент профессиональной культуры можно представить в виде единораздельной целостности (термин А.Ф. Лосева) из следующих трех составляющих: культуры взаимопознания, культуры взаимопонимания и культуры взаимодействия всех партнеров по общению. Каждый из трех названных компонентов культуры общения включает в себя более дробные составляющие. Так, культура взаимопознания предполагает наличие культуры самопрезентации и культуры познания своих партнеров; культура взаимопонимания немыслима без культуры речи и культуры владения неречевыми способами общения; основой культуры взаимодействия являются культура организации совместной деятельности и культура срабатываемости [51].
При всем разнообразии и совершенстве современных учебников и программ эффективность обучения по-прежнему во многом зависит от личности педагога и его профессионального мастерства. С достижением профессионального идеала связаны ориентация педагога на самообразование, самосовершенствование, требовательное отношение к самому себе и своему педагогическому мастерству.
В психологии труда существует понятие о компенсируемых и некомпенсируемых профессионально значимых качествах человека. Для учителя качеством, которое нельзя компенсировать никакими другими качествами, даже при высоком уровне их развития, является любовь к детям, уважение их личности, увлеченность профессией.ЕщеЛ.Н. Толстой отмечал, что совершенный учитель характеризуется соединением любви к делу и к ученикам.
В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя, по мнению В.А. Сластенина, входят:
1. Общая направленность личности учителя: социальная зрелость и гражданская ответственность; профессиональные идеалы, гуманизм; высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы; самоотверженное отношение к избранной профессии.
2. Специфические профессионально-обусловленные свойства и характеристики:
а) организаторские: организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность и др.;
б) коммуникативные: внимательность, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность и др.;
в) перцептивно-гностические: наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность;
г) экспрессивные;
д) профессиональная работоспособность;
е) физическое и психическое здоровье: высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость, отзывчивость и др. [101].
В учебном пособии «Основы педагогического мастерства» под редакцией И.А. Зязюна сущность педагогического мастерства рассматривается каккомплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности [84].
Элементами педагогического мастерства являются: гуманистическая направленность, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника. Авторы отмечают, что «…все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних влияний. Основой саморазвития мастерства выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности – способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности – умения в области педагогической техники» [84, с.7].
Способности к педагогической деятельности выступают в роли стимуляторов профессионального роста. К ведущим способностям личности к педагогической деятельности относят: коммуникативность (расположенность к людям, доброжелательность, общительность); перцептивные способности (профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция); динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению); эмоциональная устойчивость (самообладание, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации); оптимистическое прогнозирование (опора на положительное в становлении личности каждого ученика); креативность (способность к творчеству).
Педагогическая техника является формой организации поведения учителя. Педагогическая техника способствует гармоничному единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Средствами педагогической техники являются речь и невербальные средства общения. Как совокупность приемов она включает две группы умений – умение педагога управлять своим поведением и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
Первая группа умений:
Ø владение своим организмом (мимика, пантомимика);
Ø управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
Ø социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
Ø техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая группа умений:
Ø организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
Ø технологические приемы предъявления требований, мобилизации учащихся на интенсивную познавательную деятельность;
Ø навыки управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр.
Высокий уровень мастерства придает новое качество работе педагога: формируется профессиональная позиция, аккумулирующая в себе направленность, знания и готовность; развитые знания дают инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует более яркое самораскрытие личности, а совершенство-вание педагогической техники – обретение результата, адекватного замыслам.
Задача педагогического вуза – помочь студенту овладеть основами мастерства как начальным уровнем его профессиональной подготовки: сформировать направленность, дать знания, развить способности, вооружить техникой [84].
А.К. Маркова раскрывает основания профессиональной компетентности учителя с точки зрения психологии учительского труда, так как его содержанием является содействие психическому развитию ученика, а главным «инструментом» учителя является его психологическое взаимодействие с ребенком. Автором предложена целостная модель труда учителя, охватывающая в единстве процесс и результат труда, его эффективность, специфику в разных условиях. Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность рассматриваются в качестве трех основных сторон труда учителя, причем, личность как стержневой фактор труда учителя. Педагогическая деятельность – это «технология» труда учителя, педагогическое общение – климат и атмосфера этого труда, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы учителя.
Таким образом, компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества – с другой [68].