Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, поэтому для правильного восприятия учениками учебного материала очень важна совершенная речь учителя. Нечеткое произношение отдельных звуков вызывает у учащихся непонимание, смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданно патетическая интонация в личной беседе вызывает недоверие к учителю.
Речевое совершенство учителя и, конечно, учителя-логопеда, во многом обусловливается навыками владения им психотехникой речи.
Психотехника речи является разделом психотехники общения, раскрывающим приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей. Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические – его выразительность. Например, паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места (Е.В. Руденский).
Ритмико-мелодическая характеристика речи обусловлена движением голоса (его повышение и понижение), темпоритмом, тембром, интенсивностью звучания и ударением – фразовым и логическим. К основным характеристикам ритмико-мелодической стороны устной речи относят следующие:
1) интонация (разнообразная, монотонная, подвижная);
2) дикция (ясная, нечеткая);
3) темп речи (быстрый, медленный, умеренный);
4) регистр звучания голоса (высокий, низкий, средний);
5) сила голоса (сильный, слабый, умеренный);
6) тембр голоса (благозвучный, глухой, звонкий).
Мелодика речи – повышение и понижение тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами фонетическая мелодика оформляет смысловые отношения между частями фразы. Повествовательная мелодика характеризуется понижением голоса на последнем ударном слоге; вопросительная — характеризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса; восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.
Основной тон высказывания – одно из главных средств интонационно-звуковой выразительности речи, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. В создании тона большую роль играют тембр голоса и другие интонационные средства. (Например, тембр голоса Ю. Левитана, артикуляция, манера произносить фразу, интонационная окраска каждого слова уже предвещали значительность экстренного сообщения). Тонов может быть столько, сколько разных эмоций и отношений: убеждающий, назидательный, просительный, вопрошающий, радостный, грустный, злобный, суровый, ласковый, сдержанный, холодный, взволнованный, торжественный, описательный, иронический и др.
Наиболее эффективен для организации учебного взаимодействия спокойный, убедительный тон речи учителя, имеющий модальную окраску побуждения, воздействия на слушателя-ученика.
Ударение различают грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-либо слога в слове), синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и большей интенсивностью, чем остальные слова), фразовое (передается подъемом или снижением всего контура предложения, выражает законченность высказывания).
Логическое ударение – это выделение наиболее важного, по намерению говорящего, слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Интонационное выделение логического слова выражается в повышении, понижении или усилении звука голоса, в подчеркнутой артикуляции слова. Помимо логического ударения, выделение слов создается и другими просодическими средствами: изменением силы голоса, заметным увеличением длительности звучания слова, психологической паузой.
Пауза – остановка в течении речи, пограничный сигнал, отделяющий друг от друга слова и предложения, один из наиболее выразительных элементов невербальной коммуникации. Характер паузы определяется местом возникновения и продолжительностью. Помимо физиологической функции, позволяющей говорящему сделать вдох, пауза способна упорядочить высказывание, разделить на смысловые куски, привлечь внимание к важной информации. Логические паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места. Пауза в речи учителя может быть полифункциональным средством воздействия, более эффективным, нежели многочисленные призывы-инструкции для ученика: обратить особое внимание, отметить смысловую веху учебной информации и т. п.
Учитель общается с учащимися не только, когда говорит, но и когда выразительно молчит. Молчание как коммуникативный знак может выполнять различныефункции: 1) контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания, как показатель близости, когда слова излишни; 2) дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимопонимания, свидетельствующую об отчужденности коммуниканта; 3) эмотивную, когда таким образом передаются различные эмоциональные состояния; 4) информативную, как сигнал согласия или несогласия, одобрения или неодобрения, желания или нежелания совершить какое-либо действие; 5) стратегическую, когда выражается нежелание говорить с определенной целью: не показать свою осведомленность; 6) риторическую, как способ привлечения внимания, придания особой весомости последующему высказыванию; 7) оценочную, как реакцию на действия и слова собеседника; 8) акциональную, для выражения извинения, прощения, примирения, нередко сопровождаемую паралингвистическими средствами: жестами, мимикой [99].
Интонация – сложный комплекс невербальных ритмико-интонационных средств (просодических элементов), включающих мелодику, степень громкости, интенсивности тона, паузы, логическое ударение, дополняющих и усиливающих эмоционально-смысловое и экспрессивное значение звучащей речи.
Интонацияиграет особую роль в общении, помогая лучше понять смысловое содержание речи и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику или аудитории. Главными коммуникативными достоинствами интонации являются ее естественность, соответствие ситуации общения.
Интонация играет важную роль в управлении поведением собеседника, эмоционально заражает его и внушает определенный строй мыслей, что необходимо учитывать в педагогическом взаимодействии. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему обратное значение. С помощью упражнений можно научиться слышать и понимать смысловые значения интонации собеседника, можно оценить педагогические возможности использования интонационных средств, если соотнести эти возможности с особенностями своего голоса, с индивидуальной манерой речевого поведения. Речь учителя должна привлекать своей естественностью, мелодикой и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее.
Дикция – 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; 2) произношение, степень отчетливости, ясности и чистоты в произнесении слов, слогов и звуков в разговоре, пении. Хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, «проглатывания» отдельных звуков и слогов, дефектов речи, способствует правильному восприятию речи говорящего. Дикция зависит от координированной и энергичной работы всего речевого аппарата. При отработанной дикции даже произнесенное шепотом слово доходит до каждого из присутствующих на уроке учеников.
Для учителя, особенно для учителя-логопеда, четкость произношения – профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию и повторению детьми речи педагога. Четкость дикции связана, прежде всего, с отработкой артикуляции – движений органов речи посредством артикуляционной гимнастики, включающей упражнения для разминки речевого аппарата и для правильной отработки артикуляции каждого звука.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Темп речи во многом зависит от темперамента говорящего, его знаний и представлений о предмете речи, от его настроения. Может измеряться количеством слов в единицу времени (секунду, минуту). Быстрый темп (90-120 слов в минуту) затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный (50-60 слов в минуту) – утомляет. Средний темп речи – 70-80 слов в минуту.
Темп речи в учебном процессе зависит от содержания учебного материала, от типа речи (темп высказывания-рассуждения медленнее, чем темп описания) и от типа высказывания (замедленность инструкции или вывода). Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Убыстрение речи бывает опасно тем, что не все дети, в особенности «тугодумы», схватывают смысл высказываний, а неоправданное замед-ление вызывает интеллектуальную и эмоциональную заторможенность слушателей. Чем важнее слово, текст, тем медленнее должна быть речь учителя. При расширении круга общения естественно повышение громкости, при сокращении – понижение. Голосовые модуляции позволяют расставлять необходимые смысловые акценты.
Ритм речи – последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени. Темпоритмическая организация устных высказываний (скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью речи) может быть самой разнообразной. Выбор темпоритма обусловлен конкретными обстоятельствами общения, его целевой направленностью, эмоциональным состоянием говорящего. Речевому общению учащихся с педагогом мешает его сбивчивая, невнятная, монотонная, плохо слышимая или громкоголосая речь, неприятный оттенок голоса, дефекты произношения.
Учителю-логопеду в процессе коррекции речи детей необходимо уделять особое внимание развитию ее ритмико-интонационной стороны. При этом целесообразно использовать рекомендации Т.А. Ладыженской с учетом особенностей речевого и коммуникативного развития детей: 1) чтобы дети поняли: для того, чтобыихбыло приятно и легко слушать, чтобы речь их была понятной для других, необходимо говорить достаточно громко, в нормальном темпе, без лишних жестов; 2) чтобы учащиеся научились в соответствии с ситуацией, с задачей общения изменять громкость, темп, тон речи, тембр; умели выразительно, используя логическое ударение, прочитать стихотворение, пересказать текст, рассказать сказку.
У детей формируют умение изменять (усиливать или уменьшать) громкость речи в зависимости от содержания и задачи высказывания. Их знакомят с различными видами тона речи, уместностью или неуместностью того или иного тона в определенной речевой ситуации, учат правильно использовать это качество устной речи. Детей учат использовать темп как звуковое средство выразительности устной речи. Упражнения в произношении скороговорок способствуют формированию отчетливой, разборчивой, внятной устной речи. Закрепить знания детей о тембровых различиях голоса, умение изменять тембр голоса помогут различные игры, типа «Кто позвал?», «Узнай по голосу» и другие, инсценирование сказок [93].