Методология — наука, знание, с помощью которого добывается другое знание.
Одна и та же информация может рассматриваться как законченное знание и как способ получения новой информации.
В общем научном смысле, термин методология может пониматься в 2 значениях: 1) обращение науки к своим философским основаниям; 2) система методов, способов получения нового знания, которые использует та или иная наука.
Среди ученых общепринятого представления о методологии не существует, однако общепризнано существования 3-х методологических уровней:
1. Философский — филофские методы познания, которые ТГП использует для изучения своего предмета (2 философских метода:
1) диалектико-материалистический (Гегель) — использование парных познавательных филисофских категорий — и 2) идеалистический (метафизический, интуитивизм) — в рамках его выделяется прагматизм (ценность какого-либо вывода определяется практической пользой);
2. Общенаучный методологический уровень: в него входят методы, которые используются многими гуманитарными и естественными науками (историзм, анализ и синтез, системный подход, моделирование, математический, функциональный).
3. Частно-научный (конкретно-научный): методы, использующиеся какой-то одной гуманитарной или естественной наукой и которые ТГП взяла себе на вооружение.
2 важнейших метода, которые используются только ТГП: формально-юридический (метод, который заключается в исследовании и истолковании только правовых норм) и метод сравнительного правоведения и государствоведения.
Методы, взятые из других наук: конкректно социологических исследований, правовой статистики, конкретных социально-правовых исследований, правовой кибернетики, правовой психологии.
Право — явление сугубо общественное, но существующая методология не дает возможности исследования социальных оснований.
Семинар
Алексей Александрович Федорченко
День юриста — 03.12.2008
"Право — математика свободы" В. С. Нерцессянц
26.09.12
Семинар
Доклады на День Юриста:
1. Роль профессии юриста в совершенствовании общества;
2. Юрист в дореволюционной, советской и современной России;
3. Право и справедливость в профессии юриста.
26.09.12
Лекция
Науку образуют собственные предмет и метод исследования.
У ТГП нет единого метода, наибольший объем знания дает формально-юридический.
Метод сравнительного право- и государствоведения: суть в том, что берутся и сравниваютсы по заранее определенным критериям либо правовые системы в целом различных государств, либо их отдельные составные части, либо государства в целом, либо отдельные институты внутри механизмов тех государств. Наиболее частые критерии: по концепции пправопонимания, система права, система законодательства, принципы права, механизмы реализации судебной власти (правоприменительная практика), источники права.
Другие методы:
1. Конкретно социологический метод — исследование связей права с реальной жизнью общества посредством наблюдения, анкетирования (уровень правовой культуры), опросов, изучения материалов правоприменительной практики и тд.
2. Метод правовой статистики — получение количественных данных, характеризующих какое-либо постоянное и массовое правовое/государственное явление (исследование правонарушений, выявление закономерностей юридической практики).
3. Историко-правовой метод — все юридические акты исследуются в связи с конкретной обстановкой, в которой они появились (памятники права).
4. Метод правового прогнозирования — выдвижение научно обоснованных прогнозов о будущем состоянии государственно-правовых явлений.
5. Метод правовой кибернетики (информационного подхода) — идея правового регулирования рассматривается как идея опережающего правового отражения процессов, которые в будущем будут происходить в обществе. Закон — канал прямой связи, а правоприменение — обратной.
На сегодняшний день уровни методологии признаются всеми, но в вопросе отнесения методов по группам возникают споры. Например, ч1ст13 КонстРФ признает и закрепляет идеологическое многообразие и ч1ст44 КонстРФ закрепляет свободу научного творчества, поэтому нельзя обязать ученого придерживаться методологии. В последнее время многие теоретики права (Д. А. Керимов, В. М. Сырых) говорят, что в любой методологии есть объективные методологические компоненты, но есть также субъективные методологические компоненты — субъективные качества познающего ученого (информационный запас его личности). Объективные — вертикальная структура, а субъективные — горизонтальная.