Обучение не всегда проходит легко, так как многие люди привыкли находиться в экспертной позиции, давать ответы на вопросы, а не запрашивать их.
Поддержка при развитии сотрудника.
Одним из самых важных пунктов в развитии сотрудника является поддержка. Вера в людей помогает им добиться гораздо больших результатов, а также чувствовать себя новому сотруднику комфортно, доверять наставнику и стараться развиваться более эффективно на благо команде и компании в целом.
Для того, чтобы в роли наставника правильно выстраивать процесс адаптации и развития, а также верно реагировать на поведение нового сотрудника, важно помнить правила обучающегося.
Для обучения важны 3 момента:
Ø СРЕДА (доброжелательная, «обогащенная», комфортно быть в позиции ученика)
Ø ОТНОШЕНИЯ С НАСТАВНИКОМ. Важен авторитет наставника. Взрослый ученик должен принять решение, что будет сотрудничать с человеком, как с наставником.
Ø ЗБР (зона ближайшего развития). ЗБР – это то, что мы можем успешно сделать при помощь другого человека, если даже пока не умеем делать это сами. В ближайшее время сможем сделать сами.
Каждый человек уже обладает каким-либо умением, навыками, знаниями, благодаря полученному опыту. Этот опыт не может возникнуть из ниоткуда или сам по себе. Это может быть простое наблюдение за другими людьми, совместная деятельность и другое.
Освоив новое, только тогда начинается внедрение знаний, навыков в свою деятельность, в привычный ход жизни. Получается так, что есть уже готовые приобретенные навыки, а есть те, которые еще до конца не освоены, но находятся на пороге «освоения». Между тем, что человек умеет и тем, что он смог бы научиться делать в ближайшее время, как раз и находится зона, именуемая «зоной ближайшего развития» (ЗБР).
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
состоит из мелочей:
• как в коллективе реагируют на ошибки и промахи;
• как в коллективе относятся к просьбам о помощи;
• какие есть девизы;
• есть ли привычка делиться новым. Как это поощряется?
• есть ли традиции/ритуалы в команде и т.д.
Для эффективного развития сотрудника создайте «обогащенную среду».
При обучении важны 2 вещи:
• понимание смысла. Важно, чтобы у обучающегося было понимание, зачем он обучается.
• победное обучение. Важно, чтобы обучающийся видел и чувствовал свои успехи, положительную динамику обучения.
Талант – то, что делает, что бы он ни делал. (Чем этот человек делает что-то особенно?)
Как использовать 3 составляющие (среда, отношения, ЗБР) в развитии сотрудника?
• Укреплять развивающую среду в команде/магазине;
• Наблюдать за сотрудниками, думать про их таланты;
• Думать про таланты сотрудников как про дополнительный ресурс (смотрим, что особенного в сотруднике);
• Помогать сотрудникам в развитии их талантов (конкретный план, хитро придуманные действия, дополнительные возможности);
Мы можем говорить, что качественно работаем с талантами сотрудника, если целенаправленно тратим на это 50% времени, отведённого на размышления.
Зачем развивать таланты:
• Это самое эффективное развитие для человека.
• Это миссия наставника.
• Можно забыть о мотивации сотрудника. Она всегда будет высокой.
• Можно забыть о своем выгорании (наставник чувствует свою пользу, для человека это очень важно).
• Это самая эффективная основа для бизнеса (талант можно сделать основой, капитализировать).
Если адаптационный период прошел успешно, то новый сотрудник будет себя чувствовать уверенно и комфортно в компании. Следует помнить, что адаптация процесс двусторонний. Здесь все зависит от желания сотрудника работать в этой компании, а она в свою очередь должна ему всячески способствовать в обучении и поддержки в лице ее сотрудников.
Дополнительные материалы:
• Маркус Бакингем. «Добейся максимума» (про таланты и их развитие).
• «Системно – векторная психология» (конкретный автор не указан. Рекомендуем посмотреть видео на YouTube, прочитать статьи различных авторов по этой теме).
• Маркус Бакингем, Курт Коффман – «Сначала нарушьте все правила. Что лучшие в мире менеджеры делают по-другому?»
• Маркус Бакингем «К черту недостатки! Как использовать свои сильные стороны!»