Методические указания по проведению лабораторной работы «Определение коэффициента трения скольжения »
Предисловие
Методические указания по проведению лабораторных работ по физике предназначены для студентов 1 курса технических специальностей среднего профессионального образования.
Цель методических указаний – оказание помощи студентам при подготовке и выполнении лабораторных работ по физике.
В пособии представлены подробные описания лабораторных работ, включающих в себя
а) теоретический материал по изучаемой теме;
б) перечень лабораторного оборудования;
в) описание лабораторной установки;
г) основное задание по измерению той или иной физической величины;
д) расчетные формулы;
е) таблица результатов измерений и вычислений;
ж) способы обработки результатов измерений. Определение абсолютной и относительной погрешностей.
В каждой лабораторной работе есть дополнительные задания частично-поискового и поискового характера, необходимые для развития самостоятельности мышления, формирования умений решать нестандартные, изобретательские задачи.
Для выполнения дополнительного задания №1 частично- поискового характера обучающимся предложена тема и цель лабораторной работы, необходимое для выполнения лабораторное оборудование, Обучающиеся самостоятельно предлагают способы выполнения работы, пользуются различными источниками, специальной литературой, справочными пособиями.
Для выполнения дополнительного задания №2 поискового характераобучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
.
Основные требования по выполнению лабораторных работ
Правила выполнения лабораторных работ
1.Лабораторные работы по физике выполняются по группам, в которую входят 2-3 студента. Группы назначаются преподавателем на весь учебный год и могут изменяться в исключительных случаях (выбытие студента из учебного заведения, длительное отсутствие по уважительным причинам и др)
2. Необходимо строгое выполнение всего объема домашней подготовки, указанных в описаниях соответствующих лабораторных работ
3. Выполнение каждой лабораторной работы предшествует проверка готовности студента, которая производится преподавателем в форме собеседования или письменного опроса по вопросам, приведенных в описании работы.
4. После выполнения лабораторной работы студент должен представить отчет о проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.
5. При выполнении лабораторных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности работы с физическим оборудованием.
Правила техники безопасности
1.Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения преподавателя.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. При выполнении лабораторных работ нельзя использовать разбитые стеклянные трубки, трубки с трещинами Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.
5. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
6. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
7.Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь.
8.Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения преподавателя. Проверяйте наличие напряжения на источниках питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.
9.Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите присоединения в цепях до отключении источника электропитания.
10.Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
11.Выполняйте измерения и наблюдения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
12.Не прикасайтесь к конденсаторам, даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить.По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите электрическую цепь.
13.Обнаружив неисправность в электрических установках, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник тока и сообщите об этом учителю.
14.По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
15.Не уходите с рабочего места без разрешения преподавателя.
Определение погрешностей измерений
Выполнение лабораторных работ связано с измерением различных физических величин и последующей обработкой их результатов. Измерение — нахождение значения физической величины опытным путем спомощью средств измерений. Прямое измерение - определение значений физической величины непосредственно средствами измерения. Косвенное измерение - определение значения физической величины по формуле, связывающей ее с другими физическими величинами, определяемыми прямыми измерениями.Погрешность измерения -оценка отклонения измеренного значения величины от её истинного значения. Погрешность измерения является характеристикой (мерой) точности измерения.
Допустим, что I(сила тока) - физическая величина.
Iпр — приближенное значение физической величины, т. е. значение, полученное путем прямых или косвенных измерений. Iист.- истинное (действительное) значение измеряемой величины.
Абсолютная погрешностьΔI - это разность между измеренным Iпр и истиннымIист значениями измеряемой величины. Абсолютная погрешность выражается в единицах измеряемой величины:
ΔI = Iпр-Iист
Относительная погрешность ε — это отношение абсолютной погрешности измерения к истинному (действительному) значению измеряемой величины.
ε= ΔI/ Iист *100% Инструментальные(приборные или аппаратурные) погрешностиобусловлены погрешностями применяемых средств измерений и занесены в паспорт прибора. Эти погрешности обусловлены конструктивными и технологическими недостатками средств измерений, а также следствием их износа, старения или неисправности.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||