Механизм 2 | Использование в образовательном процессе содержания образования, соответствующего требованиям ФГОС |
2.1. | Формирование списка учебников и учебных пособий (включая дидактическое обеспечение) в соответствии с требованиями ФГОС |
2.2. | Проектирование учебного плана и плана внеурочной деятельности, соответствующих стандарту второго поколения |
2.3. | Разработка и внедрение основной образовательной программы начального и общего образования |
2.4. | Создание рабочих программ по учебным предметам и курсов внеурочной деятельности в соответствии с требования ФГОС |
Одним из наиболее значимых направлений введения стандарта второго поколения является обновление содержания образования: учебных планов, программ, учебников; разработка принципиально новых документов, касающихся содержания образования (например, планов и программ внеурочной деятельности). Не случайно экспертное сообщество определило в качестве одного из приоритетных базовый признак, связанный с управлением содержанием образования, соответствующего требованиям ФГОС.
№№ | Мероприятия | показатели эффективности |
2.1. | Формирование списка учебников и учебных пособий – это, в первую очередь, управленческая задача, которая относится к компетенции образовательного учреждения и сформулирована в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Вместе с тем, в связи с вариативностью содержания образования необходимо учитывать дополнительные критерии, на основе которых можно проводить выбор учебников для реализации ФГОС: – взаимосвязь учебников и учебных программ; – наличие в учебниках системы типовых задач (заданий), направленных на формирование УУД; – возможность выполнения программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников и программы сохранения и укрепления здоровья; – наличие механизмов индивидуализации образования; – возможность проблемного изложения материала – создание условий для формирования у учащихся приемов самостоятельной работы и самоконтроля; – создание условий для реализации межпредметных связей, формирующих у учащихся целостную картину мира; - наличие специальных возможностей организации внеурочной деятельности обучающихся по направлениям ФГОС. | · соответствие учебников федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; · перечень учебников обеспечивает решение задач ФГОС, целостность, интеграцию содержания образования (не происходит замены предметных линий из УМК, или учебников, принадлежащих к системе учебников); · перечень учебников направлен на формирование у школьников целостной картины мира, реализует принцип преемственности содержания образования (не происходит замены используемых учебников во 2-4 классах). |
2.2. | Для разработки учебного плана в ФГОС определены: общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структура обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Как правило, в практике используется следующая структура учебного плана, разрабатываемого с учетом требований ФГОС: 1. Пояснительная записка, описывающая особенности образовательного процесса на 20 __/20__ учебный год. 2. Основная часть – режим работы образовательного учреждения. 3. Сетка(и) часов. План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся (в начальной школе — до 1350 часов за 4 года обучения). | Показатели эффективности учебного плана: - план разработан в соответствии с требованиями стандарта (в рамках максимального объема часов аудиторной нагрузки обучающихся, на основе определенных предметных областей и обязательных учебных предметов); - цели и задачи, сформулированные в учебном плане, соответствуют ООП; - логика распределения вариативной части связана с задачами ФГОС, ООП и используемого УМК. Показатели эффективности плана внеурочной деятельности: - состав, структура направлений и объём внеурочной деятельности плана соответствуют требованиям ФГОС; - программы и формы организации внеурочной деятельности адекватны решаемым задачам ООП. |
2.3. | В связи с тем, что основным механизмом введения стандарта второго поколения становится основная образовательная программа(приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 и от 17.12.2010 № 1897), безусловное значение приобретает управленческая задача, связанная с проектированием и реализацией данного документа. | · Документ разработан в соотношении 80 (обязательная часть)/20 (часть, формируемая участниками образовательного процесса). · Внутренняя структура и содержание разделов ООП спроектированы в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. |
2.4. | В соответствии с ФГОС, программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: - пояснительную записку; - общую характеристику учебного предмета, курса; - описание места учебного предмета, курса в учебном плане; - описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; - содержание учебного предмета, курса; - тематическое планирование; - описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Структура программ внеурочной деятельностив ФГОС не определена, поэтому при их разработке могут использоваться разные варианты. Например, структура может содержать в себе общепринятые (традиционные) разделы: пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение и другие. | Показатели эффективности рабочих вариантов программ: -программы разработаны в соответствии с заданной ФГОС структурой; - пояснительные записки учебных программ конкретизируют общие цели; - общая характеристика учебного предмета соответствует положениям используемого УМК; - описание места учебного предмета в учебном плане осуществляется на основе примерного учебного плана, предлагаемого для конкретного УМК - содержание учебного предмета и тематическое планирование взаимосвязаны с примерными программами по учебным предметам; - в соответствии с ООП, сформулированы планируемые результаты учебного предмета, курса; - самостоятельно составленные педагогами программы внеурочной деятельности утверждены решением педагогического совета; |