Х..р..ша рощ.. весной. Всюду слышны г..л..са птиц. На весь лес раздаётся сту.. дятла. Вот проб..жалза..ц. В тр..вешурш..т ёж. Он ищет корм. Кругом цв..ты. Цветёт душ..стый ланды...
Ø Исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
Прочитай текст, спиши его, заменяя уменьшительно-ласкательную форму слов на обычную.
Зимой.
Славно зимой покататься на лыжах! Ранним утречком мы с семьёй отправились на прогулочку в парк. Впереди папочка, за ним мамочка, а сзади я и Эдик. Мимо мелькают деревца и кустики. Подъехали мы к горочке — и все вниз! Аж дух захватывает от скорости!
Прочитай текст. Определи границы предложений. Запиши текст.
март н а с т у п и л м а р т с к р ы ш и п а д а е т ч а с т а я к а п е л ь у к р ы л ь ц а о с е л и с у г р о б ы б ы с т р о б е ж и т р у ч е й в л е с у ц а р с т в у е т з и м а к у с т ы и с т а р ы е п н и з а с ы п а н ы с н е г о м в о т д р о г н у л а в е т к а е л и н а з е м л ю у п а л к о м с н е г а
Ø Сравните два текста. В каком из них наиболее ярко описан сад в конце лета? Чем это достигается? •
1. Август — ещё лето, но уже и не лето, пчёлы прилетают всё реже, цветы уже отцвели, а флоксы с их запахом не влекут к себе. Серёжки мяты тоже без запаха.
2. Август — ещё лето, но уже и не лето, пчёлы прилетают всё реже, медоносные цветы уже отцвели, а флоксы с их соломенно-травянистым запахом не влекут к себе. Пушистые сиреневые серёжки мяты тоже без запаха.
(В.Лидин)
Ø Перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
Типы заданий, направленных на сжатие текста:
1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…)
2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях
3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения
4. Составьте на основе текста «телеграмму», то есть выделите и очень коротко (в телеграмме важно каждое слово) сформулируйте главное в тексте
Ø Называние – приём работы, основанный на определении главной мысли текста, вида текста, темы текста, присвоении имени анализируемому материалу (тексту).
Сравни тексты. Определи, что это за тексты.
***
А черника-то ведь не черная! Видели ребят, когда в лесу поспевает черника? Губы и руки синие, щеки синие, носы синие. А то и уши!
***
И не только у одних ребят. У тетеревов, глухарей и рябчиков носы тоже синие. У прыгучих зайцев лапы подсиненные снизу. Дрозды на пеньках и валежинах оставляют черные кляксы. У медведя от сока синие губы слипаются, и он их облизывает синим языком. А на черничниках пахнет синим черничным вареньем. Но столько ее вокруг, этой синей черники, что в глазах черно!
Ø Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
Прочитай, определи тип текста:
• Текст-рассуждение
• Текст-повествование
• Текст-описание
- Напишите, кто, по-вашему, прав — дедушка или внучка. Озаглавьте текст, составьте план. Своё мнение постарайтесь убедительно доказать.
Есть у меня внучка. Однажды она говорит:
— У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать советы, но тут в разговор вмешался я:
— А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.
— Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка.
Ø Деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них. Составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
Озаглавьте текст, составьте план.
УМЕТЬ РОАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ РАЗНЫХ ТЕКСТОВ.
Умение работать с информацией из разных текстов подразумевает составление разных точек зрения, связывание информации, выявление противоречивой информации на основе знаний.
Ø Сравни утверждения, данное в учебнике с утверждением из справочника, интернета.
Ø Сравни термины, встречающиеся при изучении разных дисциплин. Например: «скорость», «масса», «время»
Ø Дополни текст необходимыми терминами, используя информацию из разных источников
Ø Найти в тексте противоречивую, недостоверную информацию. С помощью других источников найти опровержение. Пример: появление снегирей в зимнее время, сосание лапы медведем зимой.
Ø Предложенный текст разбить на 2 текста.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Умение прообразовывать информацию предполагает, используя новые формы предоставления информации (схемы, таблицы, графики, формулы) составлять конспект, план, пересказ.
Ø Использование знако-симолической формы слова для его кодирования. Например: Выполните звукобуквенный разбор слова «Кит».
Ø Составьте схему предложения «К нам прилетели грачи».
Ø Мнемонтаблицы на уроках для заучивания стихотворений и пересказа.
Ø Ребусы.
Ø Составь схему, краткую запись, выполни рисунок к тексту.
Ø Работа с деформированным предложением, тестом. Пример: У борта крепкий корабль. Стена прыгала около Паши.
Ø Замени в тексте выделенные слова антонимами. Пример: «Дул сильный встречный ветер.»
Ø Составь из набора слов предложение.
Ø Рассмотри таблицу и запиши ответы на вопросы.