Цели урока:
1. Образовательная: сформировать навыки использования функции «ЕСЛИ», закрепление знаний по прошлой теме Excel.
2. Развивающая: развитие логического мышления, умения строить модели решения.
3. Воспитательная: воспитание самостоятельности, терпения.
Оборудование: компьютеры, программа MS Office Excel, карточки с заданиями.
План урока:?
Структура урока:
1. Повторение пройденного материала – 5 мин.
2. Изложение нового материала – 15 мин.
3. Практическая работа на компьютере – 20 мин.
4. Подведение итогов, запись домашнего задания – 5 мин.
Методы обучения: беседа, лекция, эксперимент, практическая работа на компьютере.
Описание хода урока:
1. Повторение пройденного материала:
Опрос присутствующих: на прошлом занятие мы начли знакомство с электронными таблицами.
Давайте вспомним, для каких целей можно использовать ЭТ? (для решения сложных задач с большим количеством данных, которые можно организовать в таблицу)
Из каких элементов состоит таблица? (строка, столбец, ячейка)
Что мы заносим в ячейки и с помощью чего их можно связать друг с другом? (в ячейки заносятся данные и между ними устанавливается связь с помощью формул, которые содержат операции)
2. Изложение нового материала.
Мы уже знаем, что над данными в таблице можно совершать математические операции, но существуют задачи и другого рода, когда ответом в задаче будет не число, а некоторое высказывание. А для получения такого ответа необходимо использовать логические функции. Итак, тема урока «Работа с логическими функциями».
К логическим функциям в Excel относятся следующие функции: (запишем их в тетради в виде таблички):
Функция | Описание |
И | Возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы имеют значение ИСТИНА. |
ИЛИ | Возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы один аргумент имеет значение ИСТИНА. |
ЕСЛИ | Выполняет проверку условия. |
НЕ | Меняет логическое значение своего аргумента на противоположное. |
ИСТИНА | Возвращает логическое значение ИСТИНА. |
ЛОЖЬ | Возвращает логическое значение ЛОЖЬ. |
Итак, функция «Если» анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.
Синтаксис функции «ЕСЛИ» (на доске и в тетради):
=ЕСЛИ (Логическое выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)
Рассмотрим каждую часть функции: (в тетрадь)
Значение_если_истина – значение, которое принимает логическое выражение в случае его выполнения.
Значение_если_ложь – значение, которое принимает логическое выражение в случае его невыполнения».
Логические выражения или условия строятся с помощью операторов сравнения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).
Давайте посмотрим, как работать с этими функциями на практике.
Введите в столбце А любые десять числа до 100. Давайте проверим, какие из ваших чисел >20. Для этого будем использовать функцию ЕСЛИ. Вы уже знаете, куда надо обраться, чтобы вставить функцию. Для тех, кто забыл:
· Устанавливаем курсор в ячейку А2
· Меню «Формулы» – «Вставить функцию»
· Категория - Логические
· Выбрать функцию «ЕСЛИ» и ОК.
· Перед вами открылось диалоговое окно «Аргументы функции» для ввода необходимых значений. Попробуйте самостоятельно составить условие, и проверьте результат.
А теперь усложним задачу. Проверим, какие числа больше 35 и меньше 74. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию «ЕСЛИ» (на доске и в тетради)
=ЕСЛИ (Логическое выражение_1; Значение_если_истина_1; ЕСЛИ(Логическое выражение_2; Значение_если_истина_2; Значение_если_ложь_2)).
Проверьте полученные результаты.
Попробуйте записать ваше условие без вызова Всавки-Функция, а написать вручную, поставив в ячейки знак =ЕСЛИ.
! Не забывайте проверять соответствие использованных функций ЕСЛИ и скобок.
До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга.
3. Практическая работа на компьютере
Раздаются карточки с задачами. На решение каждой задачи отводится 3-5 минут. Кто решил первым объясняет классу, если никто не решил, разбирают задачу с учителем.
Задание 1. Составить прототип игры «Угадай число» в диапазоне от 10 до 20, используя функции ЕСЛИ и И. Расширьте диапазон до 50. В качестве ключевых слов используйте МАЛО, УГАДАЛ, МНОГО.
Задание 2. Используя логические функции ЕСЛИ и И построить таблицу значений температуры воздуха, и в зависимости от значений вывести надписи ЖАРКО, ТЕПЛО, ПРОХЛАДНО, ХОЛОДНО. Диапазон значений выбрать от +40 до +20, от +19 до +6, от +5 до -5, от -6 до -20.
Задание 3. Используя функцию ЕСЛИ рассчитать остаток денег семьи после покупок в 1000, 5000, 25000, 30000 рублей. Первоначальный бюджет равен 27000 рублей. В соответствии со значениями расходов вывести надписи ЕЩЕ ПОШИКУЕМ, ДО КОНЦА МЕСЯЦА ДОТЯНЕМ, ХВАТИТ ТОЛЬКО НА ХЛЕБ, ДЕНЕГ НЕ ХВАТИТ.
Задание 4. С помощью логических функций ЕСЛИ и ИЛИ проверьте, входят ли значения аргумента х = 5, -2, 0, 1, 2 в область определения функции У = (3х+6)/(х-1). В качестве ключевых слов используйте ВХОДИТ В ООФ, НЕ ВХОДИТ В ООФ.
4. Подведение итогов, запись домашнего задания.
На уроке мы познакомились с логическими функциями. Какие логические функции мы использовали на уроке? С помощью каких операторов стоиться логическое выражение? Что можно присвоить логическому значению если_истина, если_ложь (математические выражения, слова).
Домашнее задание: на «3» - решить 5, 6, на «4» - 5,6,7 на «5» - 5,6,7,8. Каждому придумать свою задачу с использованием функции «ЕСЛИ».
Задание 5. Проверьте свое физическое состояние после измерения температуры. В соответствии со значениями до 37°, 37°, >37°, вывести надписи Я ЗДОРОВ, Я ПРИБОЛЕЛ, Я БОЛЕН.
Задание 6. С помощью логических функций проверьте срок хранения продукта в зависимости от температуры: 0-10°, 11-20°, от 21° и выше. Выведите соответствующие надписи: 1 МЕСЯЦ, 15 СУТОК, НЕ БОЛЕЕ СУТОК.
Задание 7. Выясните, к какому типу гор относятся возвышенности в 123, 456, 549, 1058, 2495 м, гора Белуха – 4506 м над уровнем океана, если учесть, что более 2000 м –ВЫСОКИЕ ГОРЫ, от 800 до 2000 м – СРЕДНЕВЫСОТНЫЕ ГОРЫ, от 500 до 800 м – НИЗКИЕ ГОРЫ, от 200 до 500 м – ВОЗВЫШЕННЫЕ НИЗМЕННОСТИ, до 200 м – НИЗМЕННОСТИ.
Задание 8. Выяснить, к какой эре относятся периоды существования Земли – 7, 78, 120, 375, 600, 3200 млн. лет, если учесть, что Архейский период – 2700-3800, Протерозойская – 570-2700, Палеозойская эра - 185-570, Мезозойская эра – 70-185, Кайнозойская эра – 0 -70 млн. лет.