Тема исследования: Субъектные свойства личности раннего зрелого возраста.
Предмет исследования: Структура субъектных свойств личности раннего зрелого возраста
При описании методик исследования в определенной последовательности
необходимо указать:
1. полное и сокращенное название методики;
2. автора методики (при необходимости автора адаптационной версии
методики);
3. целевое назначение;
4. краткое описание шкал методики;
5. сведения о валидности и надежности методики;
6. требования к респондентам (в частности, возрастные ограничения).
При описании методик не рекомендуется приводить сведения о системе
обработки первичной информации.
Подробное описание исследовательской процедуры (цель, структура, ход
проведения и пр.) необходимо в случае ее самостоятельной разработки
автором. В частности, при использовании контент-анализа указываются
категории, единицы и индикаторы текста, система выделения категорий, в
приложении размещается кодировочная матрица и пр.; при использовании
глубинного интервью указывается теоретическое основание разработки
системы вопросов, вопросы и их направленность (целевое назначение) и др. При описании результатов исследования важно соблюдать следующую
последовательность:
1. Вводное предложение (например, «В ходе эмпирического исследования
ценностных ориентаций подростков мы получили следующие данные (см.
таблица 1)». Либо «В ходе корреляционного анализа параметров
эмоционального интеллекта и социометрических выборов мы получили
следующие данные (см. рис.2.)»).
2. Представление данных в табличной или графической форме.
3. Описание (констатация) данных, отраженных в таблице или на
рисунке.
4. Объяснение, интерпретация полученных данных.
Интерпретация – это объяснение того или иного результата
эмпирического исследования с точки зрения теоретико-методологических
оснований исследования. Давая интерпретацию, исследователь объясняет,
почему были получены именно эти результаты, что они означают. Автор
работы может также соотнести полученные данные с результатами других
исследований. Интерпретация результатов математико-статистического анализа
данных представляет собой объяснение тех психологических свойств,
закономерностей, которые стоят за цифрами, коэффициентами.
Описание и интерпретация эмпирических данных и результатов
исследования должны быть содержательными, полными и корректными. Необходимо учесть, что качество интерпретации зависит от личности
исследователя, уровня его осведомленности, эрудированности, свободного
владения понятийно-категориальным аппаратом науки (подхода, концепции, в рамках которых было выполнено исследование), полноты описания и глубины обобщения первичной психологической информации. В исследовательской работе в качестве иллюстрационного материала
могут быть также использованы рисунки и фотографии.
ПРИМЕР 26 Иллюстрация данных: рисунок
Рисунок 9 Образ себя участницы психологического тренинга
Пример комментария к рисунку 9. На заключительном этапе психологического тренинга, направленного на развитие положительного отношения к себе, участница N. сделала рисунок (см. рисунок 8), в котором отразила себя в виде молодой женщины с душой птицы Феникс.
Выводы по второй главе. В выводах содержательно и лаконично
формулируются результаты эмпирического исследования. Как правило, выводы
нумеруются, каждый новый вывод начинается с новой строки.
Выводы исследования:
должны являться следствием данного исследования и не требовать
дополнительных измерений, доказательств;
должны соответствовать поставленным задачам, цели исследования;
должны формулироваться в обобщенной, лаконичной форме (не
допустимо использовать язык математической статистики, например,
приводить коэффициенты корреляции, использовать термины «фактор»,
«корреляция», «дисперсия» и пр.);
не должны содержать общеизвестных истин, теоретических положений
(например, «семья оказывает существенное влияние на развитие ребенка»);
пишутся в виде утверждений, которые формулируются от общего к
частному;
формулируются самостоятельно
Заключение
Изложение содержания работы оканчивается заключением, которое
представляет собой краткий обзор (резюме) всего выполненного исследования.
Как правило, заключение составляет 2 – 3 страницы.
В заключении автор:
лаконично указывает цель, проблематику и основные положения
работы;
формулирует основные результаты и выводы исследования;
оценивает соответствие результатов исследования поставленным
задачам и цели;
дает оценку эффективности выбранного подхода к решению
обозначенной проблемы;
указывает практическую значимость и новизну результатов
исследования (если таковые имеют место быть);
обозначает перспективы последующей работы в рамках темы.
Список использованной литературы
Список использованной литературы представляет собой
самостоятельную и обязательную часть текста исследовательской работы. В
него в алфавитном порядке включаются только те источники, которые были
изучены и использованы в тексте работы.
В качестве источников студент может использовать статьи,
опубликованные в научных журналах, диссертации, авторефераты диссертаций,
монографии, а также справочную литературу (энциклопедии, словари),
представленные в печатном или электронном виде.
Рекомендуется включить в список использованной литературы
публикации:
в ведущих научных отечественных журналах, входящих в перечень
рекомендованных ВАК, а также включенных в библиографическую базу
данных научных публикаций российских ученых (РИНЦ). Перечень изданий,
рекомендованных для подготовки курсовых и выпускных квалификационных
работ приведен в приложении В.
в зарубежных изданиях;
по теме исследования за последние 15 лет.
Список литературы оформляется в соответствии с актуальной системой
государственных стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу.
Приложение
Приложение представляет собой дополнение к основной части работы. В
него могут войти вспомогательные и дополнительные материалы в текстовой,
табличной и графической формах. В приложение помещаются:
сводная таблица эмпирических данных или другая первичная
информация;
результаты математико-статистической проверки гипотез исследования
в табличном виде;
полное описание программы развивающих, коррекционных,
тренинговых занятий (если это предусмотрено планом исследования);
иллюстрации (фотографии продуктов деятельности, рисунки, коллаж и
пр.).
Правила оформления приложения см. в 3.2.5 настоящего пособия.