ЛОГОПЕДИЯ – Л-15
Планы семинарских и практических занятий и рекомендации по подготовке к ним
Для студентов ЗФО – 3 курс
Раздел 1. Нарушение темпа речи. Заикание
Семинарское занятие 1. Направления комплексной коррекционной работы по устранению и предупреждению нарушений темпа речи (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Дать характеристику направлений комплексной лечебной и педагогической коррекционной работы: упорядочение поведения; развитие речи.
2. Привести примеры конкретных методов и приёмов работы специалистов в русле комплексного взаимодействия.
3. Рассказать об организации работы по предупреждению нарушений темпа и ритма речи у детей.
Задания для подготовки к семинару:
1. Составить схему обследования детей с нарушением темпа речи, пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 265-268.
2. Подобрать и записать в тетрадь по 3 упражнения для исследования состояния общей и ручной моторики.
3. Заполните таблицу о сходстве и различий запинок несудорожного и судорожного характера:
Виды запинок | Причи- ны | Место запинок во фразе | Влияние их на частоту проявления | Отношение ребенка к своей речи |
4. Составить план статьи «Методики логопедической работы», пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 270-276.
Семинарское занятие 2. Логопедическая работа по преодолению заикания (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризовать принципы коррекционной лечебной и педагогической работы с заикающимися.
2. Рассказать о комплексной системе преодоления заикания.
3. Раскрыть задачи и формы лечебно-оздоровительной работы:
- лечебная обстановка;
- режим дня и рационального питания;
- закаливающие процедуры;
- ЛФК и ритмика;
- медикаментозное лечение;
- психотерапия.
Задания для подготовки к семинару:
1. Составить конспекты статей: М.Е. Хватцев «Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения»; Н.П. Тяпугин «Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте»; Н.А. Чевелёва «Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности», используя пособие - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия: методические рекомендации / [авт.- сост.: В. И. Селиверстова, Л. Г. Парамонова]. -2003. - 432 с. (1)
2. Составить памятку для заикающихся.
3. Заполнить таблицу «Системы логопедической работы с заикающимися», используя лекции и учебник:
Методики работы | Авторы, названия | Содержание | Формы речи | Последовательность этапов работы |
Методики лого-педических занятий с дошкольни-ками | Н.А. Власова, Е.Ф. Рау | |||
Н.А. Чевелёва | ||||
С.А.Миронова | ||||
В.И. Селивёрстов | ||||
Г.А. Волкова | ||||
Методики работы со школьниками | А.В. Ястребова | |||
Методики работы с подростка-ми и взрос-лыми | С.С. Ляпидевский |
Планы лабораторных занятий и рекомендации по подготовке к ним
Для студентов ЗФО – 3 курс
Раздел Ι. Нарушение темпа речи. Заикание
Лабораторное занятие №1. Обследование детей, подростков и взрослых с заиканием (2 часа)
Цель: Учить выявлять особенности заикания у детей.
Задания для студентов:
Составить анкету для родителей заикающегося ребёнка на первом этапе логопедического обследования по сбору анамнестических данных.
Проанализировать речевые карты заикающихся детей и составить таблицу на выделение первичных и вторичных факторов в структуре проявления заикания.
№ | Первичные факторы в структуре заикания | Вторичные факторы в структуре заикания |
Вопросы для подготовки:
Особенности речи заикающихся.
Этапы комплексного обследования заикающихся детей.
Обследование речевых и неречевых проявлений у заикающихся дошкольников.
Карта самостоятельной работы студента (ЗФО) – 3 курс
Номер раздела, темы | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
содержание работы, формы работы | общая трудоемкость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нарушение темпа речи. Заикание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Характеристика темпа и ритма речи и их нарушения. История изучения вопроса | 1.Составить тезисный план об историческом изучении брадилалии и тахилалии, пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 253-258. | Проверка тезисного плана | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Причины и классификация нарушений темпа речи | 1. Заполнить таблицу «Классификация нарушений темпа речи», пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 259-263, 253-259.
| Проверка таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Направления комплексной коррекционной работы по устранению и предупреждению нарушенийтемпа речи | 1. Составить схему обследования детей с нарушением темпа речи, пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 265-268.
2. Подобрать и записать в тетрадь по 3 упражнения для исследования состояния общей и ручной моторики.
3. Заполните таблицу о сходстве и различий запинок несудорожного и судорожного характера:
4. Составить план статьи «Методики логопедической работы», пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 270-276. | Проверка записей в тетради, схемы, таблицы, плана статьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Понятие заикания | 1. Составить план-конспект статьи Хватцева М.Е. «Заикание», используя пособие - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия: методические рекомендации / [авт.- сост.: В. И. Селиверстова, Л. Г. Парамонова]. -2003. - 432 с. (1) | Проверка плана-конспекта статьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Исторический аспект изучения проблемы заикания | 1. Составить тезисный план статей: Кён Р. Заикание; Неткачев Г.Д. Заикание; Фрешельс Э. Заикание, используя пособие - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия: методические рекомендации / [авт.- сост.: В. И. Селиверстова, Л. Г. Парамонова]. -2003. - 432 с. (1) | Проверка тезисных планов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Причины заикания | 1. Составить конспект статьи Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой «Этиология заикания», пользуясь учебным пособием - Логопедия: Заикание [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов дефект. фак. высш. пед. учеб. заведений / [сост.: Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова]. - M.: Academia, 2003. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование: педагогика).(1) | Проверка конспекта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Патогенетичес-кие механизмы заикания | 1. Составить конспект статьи В. М. Шкловского «Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях. Патогенетические механизмы заикания», пользуясь учебным пособием - Логопедия: Заикание [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов дефект. фак. высш. пед. учеб. заведений / [сост.: Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова]. - M.: Academia, 2003. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование: педагогика).(1) | Проверка конспекта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8. Симптоматика и классификация заикания | 1. Составить таблицу «Симптоматика заикания», пользуясь учебником Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 290-294:
| Проверка таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. Обследование детей, подростков и взрослых с заиканием | 1. Составить схему содержания логопедического обследования заикающихся на основе статьи учебника Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007, с. 296-303: 2. Пользуясь литературой, составьте необходимый вопросник для родителей при обследовании заикающихся детей. | Проверка схемы, вопросника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 10. Логопедическая работа по преодолению заикания | 1. Составить конспекты статей: М.Е. Хватцев «Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения»; Н.П. Тяпугин «Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте»; Н.А. Чевелёва «Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности», используя пособие - Логопедия [Текст]: метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003 -. - (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия: методические рекомендации / [авт.- сост.: В. И. Селиверстова, Л. Г. Парамонова]. -2003. - 432 с. (1) 2. Составить памятку для заикающихся.
3. Заполнить таблицу «Системы логопедической работы с заикающимися», используя лекции и учебник:
| Проверка конспекта, памятки, таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 11. Профилактика рецидивов заикания | 1. Подготовить план выступления на родительском собрании по профилактике заикания, используя статью Н.А. Чевелёвой «Родителям о заикании детей» из учебного пособия - Логопедия: Заикание [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов дефект. фак. высш. пед. учеб. заведений / [сост.: Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова]. - M.: Academia, 2003. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование: педагогика).(1) | Проверка выступления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего |
Примерные вопросы к экзамену - раздел «Нарушения темпа речи. Заикание» - ЗФО
- Дать определение: «темпа речи», «ритма речи».
- Рассказать о разновидностях темпа речи, ритма речи и их значении для речевой деятельности.
- Дать характеристику тахилалии, брадилалии, физиологических итераций, полтерна, баттаризма.
- Рассказать об изучение нарушений темпа и ритма речи в историческом аспекте.
- Дать характеристику причин и форм проявления нарушений темпа и ритма речи у детей дошкольного возраста.
- Сравнить физиологические и патологические нарушения темпа и ритма речи.
- Рассказать о классификации нарушений темпа речи: замедленный темп речи, ускоренный темп речи (тахилалия, баттаризм, полтерн), прерывистый темп речи (запинки несудорожного или судорожного характера).
- Сравнить запинки судорожного и несудорожного характера.
- Дать характеристику направлений комплексной лечебной и педагогической коррекционной работы: упорядочение поведения, развитие речи.
- Привести примеры конкретных методов и приёмов работы специалистов в русле комплексного взаимодействия.
- Рассказать об организации работы по предупреждению нарушений темпа и ритма речи у детей.
- Дать определение заикания с точки зрения разных исследователей.
- Рассказать о распространенности заикания в разных возрастных группах.
- Охарактеризовать особенности заикания детей дошкольного возраста.
- Охарактеризовать взгляды Гиппократа и Аристотеля на заикание.
- Раскрыть теоретические представления на методы коррекции заикания до середины XIX века. (И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева в изучении проблемы заикания в конце XIX - начале XX века).
- Рассказать об исследованиях Куссмауля, Гепферта и других западноевропейских ученых конца Х1Х – начала ХХ века на проблему заикания.
- Раскрыть взгляды исследователей на проблемы заикания в 30-40-х годах XX века (В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и других ученых).
- Дать характеристику комплексного подхода в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов).
- Проанализировать причины заикания (экзогенные и эндогенные).
- Рассмотреть жизненные ситуации возникновения заикания.
- Рассказать о работе с родителями по анализу причин заикания.
- Дать характеристика функциональной системы речедвигательного акта.
- Рассказать об особенностях филогенетической и онтогенетической речевой памяти, роли эмоциогенных структур мозга в формировании речедвигательной программы.
- Проанализировать онтогенез речедвигательных стереотипов в норме и при заикании.
- Дать характеристику речевых и неречевых симптомов заикания.
- Рассказать об особенностях речевых судорог при заикании (место, тип, частота).
- Раскрыть приёмы дифференциальной диагностики: эволюционного, неврологического и неврозоподобного заикания.
- Охарактеризовать личностные особенности заикающихся подростков.
- Раскрыть особенности речи заикающихся.
- Охарактеризовать этапы комплексного обследования заикающихся детей.
- Рассказать об обследовании речевых проявлений у заикающихся дошкольников.
- Рассказать об обследовании неречевых проявлений у заикающихся дошкольников.
- Охарактеризовать принципы коррекционной лечебной и педагогической работы с заикающимися.
- Рассказать о комплексной системе преодоления заикания.
- Раскрыть задачи и формы лечебно-оздоровительной работы при заикании.
- Охарактеризовать задачи логопедической работы по преодолению заикания.
- Раскрыть формы логопедической работы с заикающимися.
- Рассказать о требованиях к логопедическим занятиям с заикающимися детьми.
- Раскрыть консультативно-методическую работу с родителями заикающегося ребёнка.
- Раскрыть методики преодоления заикания у дошкольников (Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, Н.А.Чевелевой, С.А.Мироновой и др.).
- Раскрыть методику преодоления заикания у детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы (Н.А.Чевелева и др.).
- Рассказать о методике Селивёрстова В.И., рассчитанной для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях.
- Рассказать о преодолении заикания у школьников в условиях общеобразовательной школы.
- Рассказать о логопедической работе по преодолению заикания у подростков и взрослых: методика А.Я. Евгенова и М.В. Смирновой; комплексная система преодоления заикания В.М. Шкловского.
- Рассказать о профилактике рецидивов заикания у детей дошкольного возраста.