Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Индивидуальная работа по карточкам | См. Ресурсный материал | Выполняют задания | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
II. Постановка учебной задачи | – Тема урока – «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это? – Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего они им нужны? | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи |
III. Работа по теме урока. 1. Обобщение и систематизация знаний о морфемах. 2. Выполнение упражнения 24 | – Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах. – Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега. – Как образовались приставки? – Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов? – Как приставки влияют на значение слова? | Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы | Извлекают необхо- димую информацию из сообщений сверстников. Осуществляют логические операции. Формулируют ответы на вопросы |
3. Творческая работа | – В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их. 1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий… 2. Издинамитить старое… 3. Цветы испавлинятся в каждом окошке… – Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов? – Для чего нужно изучать морфемы? – Почему в одних случаях пишем приставку а в дру-гих – | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Рассказывают правило написания приставок | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий |
4. Выполнение упражнения 29 | – При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем. – Вспомните правила написания букв е, о, ё после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов. – Важно ли при выборе гласной после шипящих и ц знать, в какой части слова она находится? Почему? – Для чего нам нужно изучать морфемы? – Примените свои знания при заполнении таблицы в упражнении 29 | Рассказывают правила написания букв ё, о, е после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов. Отвечают на вопросы. Выполняют упражнение | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий |
5. Выполнение упражнения 27 | – Выпишите из упражнения 27 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы | Выполняют задание | Осуществляют планирование, контроль |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Почему нужно изучать морфемы? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:выполнить упражнение 30 | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
Ресурсный материал
Карточки
Карточка 1.
Найдите общий звук в каждой группе слов:
а) книжка, нож, шар; б) все, лов, овсом; в) союз, ясень.
Карточка 2.
Посчитайте количество звуков [з’]. Произведите фонетический разбор слова просьба.
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
Карточка 3.
Посчитайте количество звуков [ш]. Произведите фонетический разбор слова хорош.
Не тот хорош, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто для дела гож.
Карточка 4.
Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:
1. Морфема – это…
2. В основу слова входят такие морфемы, как…
3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно…
4. Нулевое окончание бывает у…
5. Слова с одинаковым корнем называются…
Карточка 5.
Выполните следующие задания:
1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры.
2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.
3. Просклоняйте по падежам слово дом.
4. Приведите примеры однокоренных слов.
Урок 8. ЧАСТИ РЕЧИ (с. 19–21)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний о частях речи); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: сигнальные карточки для подведения итогов урока |