Субъектом АП считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций ИВ.
Субъект АП — это конкретный участник а-п отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.
Субъекты АП могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
1. в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
2. в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур (или в системе адм. процедур), подготовки и принятия правовых актов управления (а-п актов) и применения иных административно-правовых форм и методов;
3. в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц (адм. судопроизводство);
4. в административно-деликтном праве, т. е. в системе отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
Особенности физ. лиц как субъектов АП:
1. не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами ИВ или публичного управления;
2. субъектами становятся в силу необходимости совершения какого-либо действия (получения разрешения (лицензии) соответствующего гос-го органа, обжалования в суд действий (бездействия) или решения органов ИВ, нарушающих права, свободы, законные интересы).
Особенности юр. лиц как субъектов АП:
1. выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права;
2. порядок их создания и деятельность регламентированы НПА;
3. действуют от своего имени;
4. законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты АП.
Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего гос-го органа, обжалования в суд действий (бездействия) или решения органов ИВ, нарушающих права, свободы, законные интересы и т.д.
К индивидуальным субъектам АП относятся также государственный служащий или должностное лицо.
1. они занимают гос-е должности в гос-х органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами;
2. их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами;
3. они осуществляют компетенцию гос-х органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия;
4. выполняют действия и принимают решения от имени гос-х органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).
Коллективные субъекты АП — это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.
Организация — это совокупность людей, коллектив; она предполагает деятельность, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным процедурам (правилам).
Признаками организации являются:
1. совокупность людей;
2. осуществление деятельности в соответствии с установленными задачами;
3. определение цели и задач организации;
4. наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений);
5. соответствующие процедуры (правила) деятельности;
6. формирование структуры (образуемые подразделения);
7. нормативное установление компетенции и полномочий соответствующих должностных лиц (служащих, сотрудников).
Все организации подразделяются на две большие группы: государственные и негосударственные. Они различаются тем, что их статус, процедуру учреждения, реорганизации и прекращения деятельности, правовой режим управленческих действий (решений), порядок защиты прав определяют различные НПА.
Государственная организация представляет собой часть государственного механизма (государственной администрации), обладающую определенной самостоятельностью в реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую соответствующий правовой статус. Ее деятельность направлена на обеспечение публичных интересов и защиту прав и законных интересов человека и гражданина. К государственным организациям относятся гос. органы, учреждения (социально-культурная деятельность), предприятия (производственно-хозяйственная деятельность).
Гос. организации имеют компетенцию, то есть пределы ведения и осуществления властных полномочий, которые представляют собой тот или иной объем гос. деятельности, возложенный на соответствующий орган; это, по сути, круг решаемых вопросов, предусмотренных правовыми актами. Компетнция должна иметь нормативный характер и включать следующие элементы:
1) задачи гос.организации;
2) функции;
3) установленные НА права, обязанности, объем правовой ответственности;
4) формы и методы работы организации применительно к ее задачам, функциям, правам и обязанностям.
Компетенция может быть общей, отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой, административно-юрисдикционной.
Негосударственными организациями, имеющими статус субъектов административного права, выступают коммерческие и некоммерческие организации:
1. потребительские кооперативы;
2. общественные организации;
3. ассоциации (союзы);
4. товарищества собственников недвижимости (в т.ч. – собственники жилья);
5. казачьи общества, внесенные в госреестр казачьих обществ в РФ;
6. общины коренных малочисленный народов РФ;
7. фонды (в т.ч. общественные и благотворительные);
8. учреждения, к которым относятся гос. (гос. академии наук), муниципальные и частные;
9. автономные некоммерческие организации;
10. религиозные организации;
11. публично-правовые компании.
А-п статус указанных негос. организаций устанавливается ФЗ («Об общественных объединениях», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях»).