ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
наименование практики в соответствии с учебным планом
Рекомендуется для
направления(ий): 050700 - Педагогика
профиля(ей) (программ(ы)): Практическая психология в образовании
квалификации (степени) выпускника: бакалавр психологии
Практика является составной частью основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050700 - ПЕДАГОГИКА, профиль «Практическая психология в образовании».
Педагогическая практика знакомит студентов-психологов с содержанием и особенностями работы служб, оказывающих психологическую помощь различным категориям населения, вводит в круг обязанностей практических психологов образовательных учреждений, психологических центров, способствует интеграции профессиональных званий и умений и формированию позитивной готовности к самостоятельной психолого-педагогической деятельности.
В ходе педагогической практики студентам предоставляется возможность: проведения видов деятельности: педагогической, консультационной, коррекционно-развивающей, организационно-воспитательной, культурно-просветительской, построенной на базе профильного предметного содержания.
Сроки проведения практики: Педагогическая практика проводится в соответствии с учебным планом основной образовательной программы на 4 курсе 7 семестра в объеме 6 недель на базе образовательных учреждений и психолого-педагогических центров.
Цель практики: закрепление теоретических знаний на практике, формирование профессиональных умений и навыков в реальных условиях профессиональной деятельности под руководством опытных психологов; овладение основными видами деятельности практического психолога: педагогической, консультационной, коррекционно-развивающей, психопрофилактической, диагностической.
Задачи педагогической практики:
- ознакомление со структурой образовательных учреждений и психологических центров различного профиля, нормативными документами, формами регистрации и отчетности педагога-психолога центра;
- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе их профессиональной подготовки в вузе, обучение применению этих знаний в собственной практической деятельности по оказанию помощи клиентам психологических центров;
- овладение навыками планирования и проведения практической работы по оказанию различных видов психологической помощи: консультационной, коррекционно-развивающей, психопрофилактической, диагностической;
- овладение умениями анализировать собственную профессиональную деятельность, а также деятельность своих коллег, находить пути её совершенствования и повышения эффективности;
- ознакомление студентов с новейшими достижениями психологической науки и практики;
- формирование профессиональных и личностных качеств психолога в соответствии с квалификационными характеристиками и этическими нормами «помогающих» профессий;
- проведение научно-исследовательской работы с целью накопления эмпирического материала для написания курсовых работ по практической психологии;
Содержание и характер деятельности студентов
Практика предполагает глубокое и всестороннее изучение работы специалистов психологических центров различного профиля. Базами для прохождения практики служат образовательные учреждения, психолого-педагогические центры, службы семьи и др.
Содержание работы студентов-практикантов в образовательных учреждениях предполагает выполнение методической, педагогической и практической работы в качестве педагога-психолога:
Методическая работа
1. Ознакомление с методическим кабинетом и функциями методиста.
2. Ознакомление с программами, над реализацией которых работает образовательное учреждение, анализ их актуальности и эффективности.
3. Работа с нормативными документами, формами регистрации и отчетности практического психолога в образовательном учреждении.
4. Участие в методических семинарах, консилиумах по планам образовательного учреждения.
5. Краткое выступление (сообщение) по современным проблемам психологической науки и практики на методическом семинаре, консилиуме или др. мероприятии с последующим письменным самоанализом.
6. Изготовление диагностических методик, наглядных пособий и прочего инструментария для работы психолога в соответствии с потребностями образовательного учреждения. (Одно пособие или другой материал с методическими рекомендациями по использованию предоставляются вместе с отчетной документацией групповому руководителю кафедры).
Педагогическая деятельность в качестве педагога-психолога
1. Изучить и описать опыт работы педагога-психолога образовательного учреждения (психологического центра). Познакомиться с образовательными технологиями и методиками, используемыми им в профессиональной деятельности. Составление письменного анализа деятельности педагога-психолога.
2. Проанализировать и описать одно обращение ребенка или подростка (взрослых). Выявить педагогическую проблему, определить причины ее возникновения, предложить способы решения. Формой отчетности может служить письменный анализ обращения.
3. Изучить ребенка (подростка), обратившегося с запросом. Представить письменную педагогическую характеристику по предложенной схеме.
4. Провести одну из форм воспитательной работы: классный час, дискуссия, тематический вечер, экскурсия, конкурс, КТД и др. Составить подробный конспект воспитательного мероприятия и самоанализ по предложенной схеме (пригласить на воспитательное мероприятие группового руководителя кафедры по практике).
Форма отчета: план-конспект воспитательного мероприятия и самоанализ.
5. Подготовить выступление (сообщение) по актуальным проблемам педагогической науки и практики. Форма отчетности: конспект выступления.