Четыре документа, которые нужны вам сейчас для работы с детьми группы риска
Евгения Полякова
педагог-психолог МБОУ «Начальная школа – детский сад», г. Ессентуки, Ставропольский край
Вам помогут в работе четыре документа, которые нужны, чтобы определить, каким детям требуется коррекция и провести ее. В статье – карта по выявлению детей группы риска, учетная карта дошкольника и новые дневники педагогического и родительского наблюдения за ребенком группы риска.
В статье – этапы работы педагога-психолога и воспитателей с детьми, которым может быть нужна коррекция. Различайте семьи и детей в зоне и в группе социально-экономического риска. В группе риска неблагополучные семьи и дети, с которыми надо проводить коррекцию, а в зоне риска те, кто может стать неблагополучным. Предлагаем новые образцы учетных документов и дневников наблюдения, которые разработали ваши коллеги.
Выявите детей из зоны риска
Относите к зоне риска проблемных детей. В их числе одаренные дети, дети с ОВЗ и инвалиды, дошкольники с проблемами в развитии и обучении. У таких детей могут быть условия для полноценного развития, а может и не быть.
Как ведут себя дети из зоны риска
У детей из зоны риска эмоционально неустойчивое поведение, у некоторых есть предрасположенность к асоциальным поступкам. Это связанно с постоянными переживаниями из-за психологических, физических, моральных, экономических трудностей своей семьи. У таких воспитанников нет сформированных представлений об основах и способах поведения в обществе, может быть психиатрическая симптоматика, индивидуальные психологические особенности, которые затрудняют социальную адаптацию.
Чтобы дети не перешли из зоны риска в группу риска нужно создать в семье и детском саду благоприятные для их развития условия, избегать формального отношения, искать к ним индивидуальный подход.
По каким признакам относить семьи к зоне риска
Семьи относятся к зоне риска, если в них есть дети-инвалиды или дети с ОВЗ, если это семьи участников военных действий, многодетные, неполные и малообеспеченные либо семьи, которые пренебрегают нуждами детей.
Если семья зоны риска усугубляет условия жизни ребенка, она может стать неблагополучной и попасть в группу риска. Чтобы вовремя выявить такие семьи, воспитатели должны посещать семьи из зоны риска. Но если семья в зоне риска только по формальному признаку и сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения, то это благополучная семья, то есть она способна полноценно воспитывать ребенка.
Выявите детей из группы риска
Относите детей к группе риска, если они в критической ситуации из-за того, что у них нет условий для полноценного развития. Это могут быть дети с социальной и педагогической запущенностью или гиперактивные, либо с психологическими или физическими особенностями, которые препятствуют социализации.
Каких детей относить к педагогически запущенным
Педагогически запущенные – дети, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, часто с психотравмами, а также воспитанники, которые пережили социальную депривацию, имеют тяжелые проблемы в детско-родительских отношениях. Часто такие дети меняют детские сады, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывают переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.
Какое состояние у детей из группы риска
3
раза в год –
нужно проводить диагностику знаний и состояния ренка
из группы риска
В группе риска тревожные воспитанники, с различными видами страхов, агрессивные, гиперактивные, аутисты, с неврозами и хроническими заболеваниями, в том числе генетическими, с низким уровнем общения, обучения и развития, с асоциальным поведением.
По каким признакам относить семьи к группе риска
К группе риска относите неблагополучные семьи, то есть те, которые нарушили функции семейного воспитания. Чаще всего это семьи с деструктивными, конфликтными отношениями между супругами. Родители практикуют физическое и психологическое насилие, имеют наркотическую, алкогольную, игровую и другие зависимости, низкий уровень знаний об образовании и воспитании, общей культуры. В семье нет мотивации к обучению и воспитанию ребенка: родители уклоняются от обязанностей, грубо искажают детско-родительские отношения.
Как работать с детьми группы риска и их семьями
Попросите воспитателей собрать информацию о детях и семьях группы риска. Для этого они должны изучить результаты медицинского обследования детей. Затем обсудите результаты входной диагностики и попросите их заполнить карту выявления детей группы риска.
Образец карты
Заполнение
Карту заполняет воспитатель
ВыводыН
апротив показателя укажите «Да» или «Нет», а итоги подведите в разделе «Выводы»
Воспитатели должны сформировать список детей и семей группы риска, поставить их на внутренний учет, указать причины этого и проинформировать о неблагополучных семьях заведующего и специалистов детского сада, а заведующий – органы опеки и Комиссию по делам несовершеннолетних, составить план совместной работы с группой риска. Помогите воспитателям составить индивидуальные планы.