ТИПЫТЕМПЕРАМЕНТОВ У ДЕТЕЙ.
ТИПЫТЕМПЕРАМЕНТОВ У ДЕТЕЙ.
Особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков
Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.
Флегматик
Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.
Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.
Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.
Также он предан своим родным и близким.
Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.
Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.
Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.
Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.
Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.
Зная особенности своего ребенка, родители не должны торопить его, так как это нервирует малыша и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при работе с такими детьми – способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе. Постепенно развивать активность и подвижность, привлекая играть в игры сначала малой подвижности, а затем более высокой. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Развивайте творческие способности- привлекайте к занятиям музыкой, рисованием, лепкой, вышиванием.
Сангвиник.
Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.
С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.
Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.
Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.
Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.
Главное в подходе к таким детям - учить доводить начатое дело до конца, формировать критичное отношение к результатам своего труда, обращать на качество выполнения заданий, учить играть в игры, требующие сосредоточенности, точности, сдержанности. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как аккуратность, собранность, ответственность.
Родителям нужно попытаться углубить у ребенка повышенный интерес, к какому-нибудь занятию, новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять, старательность, целеустремленность.
Меланхолик
Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.
Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.
Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.
Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.
У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.
Главная задача взрослых – вселить в ребенка уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки из поведения, создание установок для проявления воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело.
Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и долго переживает. У ребенка должен быть в семье человек, которому он мог бы полностью довериться взрослому, получать от него тепло и внимание.
В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.
Холерик.
Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.
У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.
Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.
Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.
Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.
У детей-холериков мгновенно меняется настроение.
Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.
Главное в подходе к таким детям – дать полезное направление детской энергии.
В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто, прежде чем что-то сделать неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он упокоится, и не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить ребенка при других.