МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
К ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Учитель - логопед МБОУ ЮРЛКиНК
Булгакова Н.Н.
2013 - 2014 учебный год.
Предлагаемый дидактический материал является составной частью комплексной работы по коррекции дисграфии, возникающей на почве фонетико-фонематического недоразвития речи. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения учениками программного материала по чтению и письму В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов, структуры предложений.
Можно выделить следующие задачи, в ходе решения которых обеспечивается нормализация процесса письма:
- развитие фонематического анализа и синтеза
- развитее слогового анализа и синтеза
- развитие анализа и синтеза структуры предложения
- развитие анализа и синтеза структуры текста.
Актуальность данной проблемы стимулирует поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную педагогическую работу. Известно, что интерес к учебной деятельности у учащихся резко возрастает, если совместить эту форму деятельности с игровой. Произвольное внимание и память находятся ещё в процессе формирования, а непроизвольная форма этих процессов легче концентрируется в игре. Цель игры - помочь напряжённый, серьёзный труд сделать занимательным и интересным для младших школьников. Предлагаемые игры и упражнения полностью соотносятся с программой работы по коррекции письменной речи. В них заложены следующие формы работы:
- звукобуквенный анализ слова
- анализ слова по составу
- слоговой анализ слова
- составление слов по схеме
- анализ структуры предложения
- составление предложения из слов, данных в беспорядке
- выбор и вставка подходящего слова в предложение из словаря
- составление предложения по схеме
- анализ и синтез структуры текста
- составление текста из отдельных предложений
- выделение предложений из сплошного текста
- восстановление деформированного текста.
Карточки для индивидуальных упражнений разработаны для 2-х., 3-х и 4-х классов по каждой теме (по 2 карточки на 32 рабочие недели). Своеобразие данной методической разработки заключается в оформлении заданий - карточки вложены в прозрачные файлы и ученики часть заданий выполняют гелевой ручкой по файлу, другую часть - шариковой ручкой в тетради. Выполнение заданий гелевой ручкой на файле позволяет детям не испытывать излишнего психического напряжения: любую ошибку можно исправить, просто стерев её и работа остаётся чистой. При этом, вторая часть, выполняемая в тетради, стимулирует учеников быть внимательными и аккуратными.
В конце учебного года, проводя сравнительный анализ письменных работ учащихся, можно говорить о том, что данный дидактический материал повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, стимулируя интерес учеников к процессу обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н.
Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку. 3-4 классы. - Ростов н/Д
Изд-во «Феникс», 2002г
2. Бондаренко А.А., Гуркова И.В.
«Сколько в школе правил?» Сборник упражнений по орфографии для учащихся 2-4 классов. - М,: СТУПЕНИ, ИНФРА-М,2002г.
3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
Справочное пособие по русскому языку: 3-й кл. (1-4).-М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2004г.
ДИСГРАФИЯ 2 КЛАСС
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
В скобках напиши проверочные слова.
Человек без друзей, что дер..во без к..рней.
Жизнь дана на добрые д..ла.
При солнышке т..пло, при матушке д..бро.
Хлеб – всему г..лова.
Вставить ТУ- или ДУ-?
____ман ____ма ____луп ____пло
____ш _____га ____мба ____ло
____ша _____шь _____б ____рист
Вставить подходящее по смыслу слово.
Брат ______________ экзамен. стал
Слава _____________ отличником. сдал
Ветер ____ с одуванчика пушинки. стул
Плотник сделал _____________. сдул
ДИСГРАФИЯ 2 КЛАСС
Списать.
Вставить буквы. Слова с разделительным Ь подчеркнуть.
1) У меня по…вились новые друз…я.
2) Мама сш…ла доч…ке кр…сивое плат…е.
3) У лесника было руж…ё.
4) Мои брат…я ж…вут в Москве.
5) Я люблю абрикос…вое варен…е.
6) Охотник увидел медвеж…и сл…ды.
Придумать словосочетания по схемам.
Прил. + сущ. - _________________________________________________________
сущ. + глагол - _________________________________________________________
гл. + прил. + сущ. -______________________________________________________
ДИСГРАФИЯ 3 КЛАСС
1. Расставить знаки препинания (.,!?). Вставить буквы, раскрыть скобки (приставки или предлоги).
Вот еловый лес (На)з…мле л…жит мя…кий к…вёр (из)хвои Кругом
л…сная тиш…на и (про)хлада Что это (за)звук Это (про)стучал
(по)стволу пёстрый дят…л свис…нул рябчик снова тиш…на
Быстр…й тен…ю (пере)махнула (с)ёлки (на)ёлку белка А какие ш…шки
(на)ёлках Белки дятлы клесты добывают из ш…шек пищу.
Списать слова, ставя существительные в единственном числе.
Лучи, ландыши, ночи, вещи, этажи, мыши, стражи, тетради, заводы,
медведи, морозы, города, площади.
ДИСГРАФИЯ 3 КЛАСС