Тибет в 1949-1951 гг................................................................................... 259
Соглашение 23 мая 1951 г..................................................................259
Национальная политика КПК после образования КНР.
Создание тибетских национальных округов и уездов................ 263
Тибет в 1951-1959 гг................................................................................. 265
Развитие сельского хозяйства, промышленности,
транспорта, связи, торговли, просвещения
и здравоохранения.............................................................................. 265
Политика «единого фронта» в Тибете........................................... 267
Китайско-индийское и китайско-непальское соглашения
относительно Тибета........................................................................... 270
Изменения в административной системе Тибета.
Создание Подготовительного комитета по образованию
Тибетского автономного района...................................................... 270
Поездка Далай-ламы и Панчен-ламы в Индию........................... 274
Движение миман-цзондю в Лхасе и вооруженные выступления
в Каме. Антикитайское движение 1959 г........................................ 275
Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района.
1959-1965 гг.................................................................................................. 278
Административная реформа............................................................ 279
Социальные преобразования. Аграрная реформа.
Кооперирование.................................................................................. 281
Реформа буддийской церкви........................................................... 283
«Великая пролетарская культурная революция»
и Тибет в 1966-1969 гг............................................................................... 284
Тибет на завершающем этапе «культурной революции» (1970-1976)........288
Кампании по созданию «народных коммун»
и «критике Линь Бяо, Конфуция и Далай-ламы»....................289
Развитие промышленности...........................................................290
Просвещение и культура в 70-е годы..........................................290
Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ
(после 1978 г.)..........................................................................................291
Утверждение в КНР нового курса реформ
и «внешней открытости». Новый подход к решению
общественных и государственных проблем..............................291
Контакты и переговоры между правительством КНР
и Далай-ламой..................................................................................292
Новый курс социально-экономической политики.
Позитивные тенденции в развитии Тибета в 80-е годы XX в….293
Тибетская эмиграция. Деятельность Далай-ламы XIV.
Волнения в Лхасе в конце 80-х — начале 90-х годов...............297
Тибетский автономный район в 90-е годы XX в.......................300
Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв........301
Заключение………………………………………………………308
Хронология...................................................................................310
Библиография...............................................................................319
Указатель имен..............................................................................327
Указатель географических названий……………………………339
Карта Тибета (на стр. 8-9)
[1] Утвердившееся в отечественной тибетологии написание «бод» восходит к тибетскому слову «Bod», которое в современном тибетском языке (лхасский диалект) произносится как «пё».
[2] Стихотворное переложение текста сделано Л.Н. Гумилевым.
[3] «Красные анналы» сообщают, что у непальской и китайской жен Сонцэн Гампо не было сыновей. Не было сыновей и у двух других его жен. Позже от одной из них все-таки родился сын Манронманцан. «Когда ему исполнилось 13, oн был поставлен королем, но после пяти лет правления умер в возрасте 18 лет. у него был сын Гунсронгунцай, но он был малолетен, и король (Сонцэн Гампо. — Е.К.) был обязан вновь царствовать» [Shakabpa, 1967, р. 146].
[4] Имя Дромтонпы передается в отечественных исследованиях по-разному, например: Бром-тонпа, Брон Томпа.
[5] Как полагает Демьевиль, наименование данных систем в переводе с тибетского означает соответственно «метод постепенности» и «метод внезапной реализации».
[6] Подробнее об этом сочинении конца XIV в. см. [Маrun, 1997, с. 53, № 78].
[7] По определению X. Стодцард-Кармай, высказанному исследовательницей в частной беседе, Белое Высокое — гора Дантхи на берегу Хуанхэ, к северу от г. Сюньхуа и к востоку от монастыря Кумбум.
[8] Китайский автор просто сообщает, что в 1240 г. принц Годан послал войска под командованием Дода Набо, который поставил под контроль основные районы Тибета.
[9] Район Шаб расположен между Шигацэ и Сакъя.
[10] Разумеется, Далай-лама мог принимать любые решения, даже противоречившие решениям Национальной ассамблеи.
[11] При цинской династии китайский титул гун (князь) поначалу присваивался лишь монгольским князьям. Гун — это князь 6-й степени (в порядке значимости княжеские звания подразделялись на следующие: циньван, цзюнъван, бэпле, ёэйсэ, тушэ-гун, гун).
[12] Дзасак — наследственный правитель удела (хошуна) в Монголии при Цинах, здесь — почетный титул. Тайджи — звание невладетельных феодалов в Монголии при Цинах, здесь — почетный титул.
[13] 1 унция серебра = 28,3 г.
[14] [Речь идет об Англо-китайской конвенции 1890 г.]
[15] Конвенция между Великобританией и Тибетом. Подписана в Лхасе 7 сентября 1904 г. (цит. по [Кулешов, 1992, с. 259-260]).
[16] По мнению одного из компетентных китайских авторов, склонного, однако, во многих внутритибетских событиях того времени видеть скрытое вмешательство англичан, имел место заговор проанглийски настроенных офицеров армии. Заговорщики хотели свергнуть Кашаг и взять власть в свои руки. Англичане планировали даже сместить Далай-ламу и установить в Тибете светское правительство. Заговорщиков возглавлял Царон, что и послужило причиной, после раскрытия заговора, смещения Царона и его сторонников с военных постов. Такова одна из версий событий 1925 г.
[17] По традиции Далай-лама назначал калонов пожизненно и ни о какой их ответственности перед ассамблеей речи быть не могло.
[18] Буква А была воспринята как указание на Амдо; буква К — на монастырь Кумбум.
[19] В воспоминаниях Далай-ламы XIV приводятся несколько иные детали «выкупа», который составил около 100 тыс. долл. США [Далай-лама XIV, 2000, с. 23, 26].
[20] Китайские войска вскоре вытеснили оттуда тибетцев.
[21] Впервые такое Управление создал в 1909 г. Далай-лама XIII, но оно практически не функционировало. В литературе управление по делам всех государств иногда называется «Бюро иностранных дел».
[22] Лхалу отказался от своего отца и получил правительственный пост.
[23] Имелись в виду территория и население, находившиеся под контролем Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района, учрежденного по постановлению Госсовета КНР от 9 марта 1955 г.
[24] В 2001 г. в монастыре Ташилунпо находилось 800 лам.
[25] По сообщению китайского источника, в конце 1998 г. в ТАР насчитывалось 787 тыс. кадровых работников, среди которых тибетцы составляли 71,6% [Сhina's Тidet, 2000, р. 29]. Цифра огромная для региона с населением более 2,5 млн. чел. Если точно следовать приводимой в китайских источниках статистике, то в конце 1998 г. в ТАР было 573,5 тыс. кадровых работников-тибетцев.
[26] Тибетский университет в Лхасе открыт в 1985 г. в составе восьми факультетов.
[27] Подчеркиваем, что здесь цитируется не официальное заявление правительства КНР, а китайское официозное издание.