Пояснительная записка
К рабочей программе кружка по информатике в 9 классе
Рабочая программа курса информатики и ИКТ в 9 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования, с опорой на программу, разработанную группой авторов под руководством Л.Л. Босовой, допущенной Министерством образования и науки РФ (изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год).
Программа составлена с использованием учебно-методического комплекта:
- авторская программа: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 8-9 классах: методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с. Стр. 28-45: Программа курса информатики и ИКТ для 8-9 классов общеобразовательной средней школы.
- рабочая тетрадь: Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Л. Босова. – 4-е изд. – M.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 98 с.
Согласно учебному плану школы на кружок по информатике отводится 34 часа – 1 час в неделю.
Содержание программы
Тема 1. Компьютер. Файлы и папки. 2 ч.
Устройство компьютера, системный блок, устройства ввода и вывода информации. Инструктаж по правилам техники безопасности при работе в компьютерном классе. Файлы и папки. Имя файла, полное имя файла и расширение. Практические работы с действиями над файлами и папками.
Тема 3. Системы счисления. 8 ч.
Двоичное кодирование информации. Системы счисления: позиционные и непозиционные, перевод чисел из одной системы счисления в другую, арифметические действия над числами, записанными в различных системах счисления. Представление текстов, чисел и графики в памяти компьютера. Практические работы по использованию калькулятора для перевода чисел.
Тема 4. Представление информации и единицы её измерения. 8 ч.
Единицы измерения информации: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Перевод единиц измерения. Формульная зависимость в графическом виде. Количественные параметры информационных объектов. Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.
Тема 5. Алгебра логики. 5 ч.
Понятия, суждения, умозаключения. Содержание и объем понятия, определение понятий. Отношения тождества, пересечения, включения, подчинения и соподчинения, противоречия и противоположности. Классификация. Практические работы по созданию и оформлению компьютерных презентаций.
Тема 6. ч. Алгоритмы. 11 ч.
Алгоритмы. Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Исполнители. Формы записи алгоритмов. Блок-схема. Практические работы в среде программирования ЛогоМиры, Кумир и Паскаль.
Всего – 34 часа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка по информатике
№ урока | Тема урока | Дата занятия | |
план | факт | ||
I четверть | |||
Вводный инструктаж по ОТ и ПБ. Компьютер. Обработка информации. | 04.09 – 08.09. | ||
Файлы и папки. | 11.09 – 15.09 | ||
Непозиционные системы счисления. | 18.09 – 22.09 | ||
Позиционные системы счисления. Двоичное кодирование информации. | 25.09 – 29.09 | ||
Сложение и вычитание двоичных чисел. | 02.10 – 06.10 | ||
Перевод чисел. | 09.10 – 13.10 | ||
Перевод из десятичной системы счисления. | 16.10 – 20.10 | ||
Перевод в десятичную систему счисления. | 23.10 – 27.10 | ||
2 четверть | |||
Перевод чисел с помощью калькулятора. | 13.11 – 17.11 | ||
Перевод чисел в различные системы счисления. | 13.11 – 17.11 | ||
Единицы измерения информации. | 20.11 – 24.11 | ||
Формульная зависимость в графическом виде. | 27.11 – 01.12 | ||
Количественные параметры информационных объектов. | 04.12 – 08.12 | ||
Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. | 11.12 – 15.12 | ||
Таблицы. Структурирование информации. | 18.12 – 22.12 | ||
Электронные таблицы. Excel.Визуализация информации. | 25.12 – 28.12 | ||
3 четверть | |||
Диаграммы. | 15.01 – 19.01 | ||
Формулы. | 22.01 – 26.01 | ||
Алгебра логики. Суждения. | 29.01 – 02.02 | ||
Умозаключения. | 05.02 – 09.02 | ||
Значения логического выражения. | 12.02 – 16.02 | ||
Логические формулы в электронных таблицах. | 19.02 – 22.02 | ||
Законы алгебры логики | 26.02 – 02.03 | ||
Алгоритмы и формы их записи. | 05.03 – 07.03 | ||
Исполнители. Линейные алгоритмы. | 12.03 – 16.03 | ||
Программирование. | 19.03 – 23.03 | ||
4 четверть | |||
Кумир. | 02.04 – 06.04 | ||
Алгоритмы с ветвлениями. | 09.04 – 13.04 | ||
Циклические алгоритмы. ЛогоМиры. | 16.04 – 20.04 | ||
Алгоритмы с предусловиями и постусловиями. | 23.04 – 27.04 | ||
Программирование на Кумире. | 30.04 – 04.05 | ||
Программирование на Паскале. | 07.05 – 11.05 | ||
Решение практической части ОГЭ. | 14.05 – 18.05 | ||
Решение практической части ОГЭ. | 21.05 – 25.05 |
Лист коррекции рабочей программы кружка по информатике
В 9 «А» классе
№ п/п | Объединённые темы | Причины | Дата фактического проведения |
Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать/понимать:
- правила техники безопасности при работе за компьютером;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление об алгоритмах;
- иметь представления об исполнителях и
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления.
Обучающиеся должны уметь:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- приводить примеры единичных и общих понятий;
- переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления;
- пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации.
Обучающиеся должны применять в практической деятельности:
- умения включать/выключать компьютер или ноутбук;
- умения запускать и закрывать различные программы;
- знания о правилах техники безопасности при работе с компьютером;
- знания об устройствах компьютера для самостоятельного отключения/подключения компьютерной мыши, клавиатуры, микрофона и съемных носителей информации.
Учебно-методическое обеспечение
Печатные издания:
1. Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 198 с.
2. Авторская программа: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с. Стр. 28-45: Программа курса информатики и ИКТ для 8-9 классов общеобразовательной средней школы.
3. Рабочая тетрадь: Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Л. Босова. – 4-е изд. – M.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 98 с.
Электронные ресурсы:
1. https://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php ЭОР, издательство БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. Дидактический материал (авторские мастерские, Л.Л. Босова): ЦОР с сайта: https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
3. https://xn--80aawbkjgiswr.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/ издательский дом «Первое сентября» (архивы программ, демонстрационные файлы
4. https://inf-oge.sdamgia.ru/?redir=1 сайт «РЕШУ ОГЭ».