Домашнее задание для уяснения темы занятия




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По дисциплине «микробиология»

для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

 

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 9

Тема: «Генетика бактерий»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующая кафедрой микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича

к.б.н., доц. ___________________Перьянова О.В.

 

Составители:

к.б.н., доц. ___________________Перьянова О.В.

ст. препод. ____________________Подгрушная Т.С.

 

 

Красноярск


Занятие № 9

Тема: «Генетика бактерий»

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие

3. Значение изучения темы:

Генетические исследования микробов, начатые в целях их систематики и усовершенствования диагностики инфекционных заболеваний, позволили получить целый ряд вакцин и антибиотиков и тем самым добиться резкого снижения и ликвидации ряда бактериальных и вирусных инфекций. Одновременно с этим генетические исследования легли в основу микробиологического производства ферментов, витаминов, гормонов, алкалоидов, алкоголя, органических кислот и других ценных лекарственных и пищевых препаратов.

Особенно актуальным становится изучение генетики микроорганизмов в связи с развитием генной инженерии. Методы генной инженерии позволяют создавать вакцины нового поколения, получать культуры – продуценты активнодействующих веществ, открывают возможность лечения наследственных болезней обмена веществ у человека, разрабатывать современные методы диагностики инфекционных заболеваний.

4.Цели обучения:

- - общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК):

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

учебная:

изучить основные закономерности наследственности и изменчивости бактерий и их значение для медицины.

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен:

знать

.Особенности организации генетического материала у бактерий.

. Изменчивость бактерий: виды, роль в эволюции.

. Микробиологические основы генной инженерии и биотехнологии.

. Умеренные и вирулентные бактериофаги, особенности их взаимодействия с клеткой

хозяина.

уметь

. Учесть и оценить результаты ПЦР.

Основные понятия и положения темы

Выявление нуклеиновой кислоты возбудителей является основой геннодиагностики инфекционных заболеваний. Для этого используют методы гибридизации нуклеиновых кислот и полимеразную цепную реакцию (ПЦР). Наибольшее распростанение получила ПЦР.

ПЦР используется для обнаружения ДНК/РНК бактерий, вирусов, грибов с целью диагностики заболеваний и оценки эффективности проводимой терапии. Время проведения ПЦР составляет не более 6-8 ч.

Самостоятельная работа по теме

а) Активное участие в проведении конференции по вопросам темы занятия

б) Учесть и оценить результаты ПЦР с целью диагностики герпетической инфекции.

 

5.4 Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы по теме занятия:

1. Организация генетического материала у бактерий. Понятие о фенотипе и генотипе.

2. Внехромосомные факторы наследственности (плазмиды, транспозоны, Is-последовательности).

3. F-, Col-, R- плазмиды, плазмиды вирулентности, их фенотипическое проявление, значение.

4. Модификационная изменчивость у бактерий, ее механизмы и формы проявления.

5. Генотипическая изменчивость. Мутации и генетические рекомбинации у бактерий.

6. Механизмы передачи генетической информации у бактерий: конъюгация, трансдукция, трансформация.

7. Репарации и их роль в сохранении стабильности генома бактерий.

8. Цели и задачи генной инженерии. Основные этапы генноинженерных манипуляций. Достижения генной инженерии.

9. Применение генетических методов в диагностике инфекционных заболеваний.

10. Учесть и оценить результаты ПЦР с целью диагностики герпетической инфекции.

- решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме занятия

Домашнее задание для уяснения темы занятия

6.1. Вопросы для самоконтроля:

· Назовите особенности организации генетического материала у бактерий.

· В чем состоят различия между плазмидами, транспозонами и Is-последовательностями.

· Роль R-плазмид в распространении устойчивости к антибиотикам в популяции бактерий.

· В чем состоят различия между трансдукцией, трансформацией и коньюгацией.

· Основные принципы генной инженерии.

-ПЦР: суть, назначение, достоинства в диагностике инфекционных заболев

-решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме занятия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: