Конец формы
Наркотики -
Секс +/-
Насилие +
Мораль +
Возрастное ограничение: 16+
Вот представьте себе длиннющий фильм из производственной жизни 1960 года. Фильм приключенческий, в котором нет ни одной драки; фильм про золотую лихорадку, в котором никто не хочет стать миллионером, где показан один жалкий самородок величиной с айпод и звучит всего один выстрел в человека; фильм о героях, в котором нет ни единого супермена или суперзлодея – и чтобы при этом в зале битком сидели молодые зрители и на титрах аплодировали.
Не можете? А я его видел.
…Прокат картины «Территория» в кинотеатрах уже заканчивается. Осталась, по-моему, пара десятков экранов, на которых его показывают.
Перед тем, как начать про него рассказывать, я не удержусь от маленького сопоставления. Вся рекламная раскрутка этой картины свелась, кажется, к ничего не говорящим плакатам в общественном транспорте. Подавляющее большинство моих знакомых о нём даже не слышали. По частоте упоминаний в СМИ он уступает, например, х/ф «Левиафан» раз в сто пятьдесят. Никто не выдвигал его на «Оскар», никто не ломал об него клавиатур, не заводились длинные холивары, не говорил режиссёр в бабочке по ящику, не было скандалов, не писали о нём сотни колонок, обёрнутые шарфами культуртрегеры.
А по сборам и зрителям он почти сравнялся с «Левиафаном», про который СМИ дудели непрерывно месяцами.
И я сейчас расскажу, почему так вышло.
Потому что «Территория» – это длиннющее, «не зрительское», с рассыпающимся сюжетом и толпой главных персонажей, с бесконечной демонстрацией ландшафтов и лишённое злободневной сатиры кино – является совершенно удачным творческим экспериментом.
Экспериментом по воскрешению высокого советского языка – не калькой с т.н. советского киностиля, а именно реинкарнацией языка понятий. То есть тот самый высокий язык фантаста Ефремова и поэта Рождественского, на котором мы разучились говорить, казалось бы, навсегда, – отлежался где-то в темноте лет двадцать пять, передохнул, вооружился новейшими визуальными технологиями, вернулся и заговорил снова. О том же.
Заговорил – без малейших попыток «подстроиться под клип»: когда в кадре старый чукча тащит на себе сломавшего ноги члена геологической партии, он тащит его не в бойкой череде кадров, а долго, из конца бесконечного снежного экрана в конец, минуту за минутой физически трудно тащит.
Без малейших попыток полебезить перед современностью и поставить знак равенства между государством СССР, для которого работали геологи «Территории», и нынешними Социально Ответственными Корпорациями.
Без малейших попыток «войти в актуальные тренды», которые актуальны разве что среди обёрнутых шарфами культуртрегеров. Плевать на них: посреди фильма стоит персонаж-геолог и говорит, что и в мирное время человек может выполнять свою главную задачу – борьбу со злом. Каков же путь искоренения зла в мирное время? Добросовестный труд. Или сидит на приёме у министра другой персонаж-геолог и объясняет, что смысл его жизни – успеть сделать всё, что он мог. Или, по крайней мере, очень постараться.
Фильм отдельно изумителен, кстати, тем, что в нём нет задолбавшей уже «кинодраматургии» с Лихо Закрученным Сюжетом и Потрясающей Дуэлью Соперников. Там персонажи не «положительны» и не «отрицательны» – они, и это потрясающая инновация для нашего современного кино, увлечены. Смертельно всерьёз увлечены поиском и утверждением смысла своей короткой жизни среди вечной мерзлоты.
«Территория» показывает то, что когда-то было обычным, дежурным элементом киноязыка, а теперь стало чудом и новой мыслью. Оказывается, можно быть безжалостным эгоманьяком, или бегущим от своей несостоявшейся судьбы неудачником, или страшным позёром и выпендрёжником, – но реализовывать эти свои черты не в Лихо Закрученных Бизнес-Разборках, снимаемых в «Москва-Сити» и деловом квартале на Белорусской, и не в Захватывающих Интригах на предмет с кем бы переспать. А ещё и, например, на дикой Чукотке в поисках золота для страны.
И особенно важно, что это самый что ни на есть реализм. Потому что эти люди были. Это вот эти самые люди вот этими самыми руками нашли сегодняшним нам золото и ртуть, и это они дали нам наши современные города и проложили под сегодняшних нас дороги, умирая от холода и проваливаясь под лёд где-то у чёрта на рогах. Обёрнутым шарфами, конечно, удобнее было бы думать, что это всё зеки делали под конвоем медведей в чекистских фуражках. Но невольники великих цивилизаций не строят – начиная от египетских пирамид и до наших дней, их строят исключительно свободные люди. Зачастую – люди увлечённые.
…Кстати, как ни странно. Если кому-то «Территория» резко не понравится, то это скорее нынешним 40-45-летним. То есть тем, кто взрослел именно в эпоху заката высокого советского языка. В эпоху, когда язык тот умирал, превращался в официозную трескотню, в мёртвую богослужебную латынь, которой не понимали сами служители и которой не верила паства. Эти, возможно, услышат и сейчас только знакомую трескотню.
А те, кто постарше и помнят, что у высокого советского языка был и расцвет – услышат всё верно. И те, кто помладше и не успели попасть в «эру упадка» – тоже всё поймут правильно.
…В общем, если кто-то искал настоящее оправдание для т.н. «экспериментального», заведомо некоммерческого кино – то вот оно. Перед нами совершенно оправданный эксперимент. Понятно зачем проведённый. При этом проведённый в нравственно безупречном формате – без амбиций сделать из него кинособытие года, без свистелок. А, как и положено эксперименту, в аккуратной лаборатории без особой шумихи.
Я считаю, эксперимент следует признать удачным. И пора думать над внедрением в массовое производство. Время-то настало. Кстати, по-прежнему ограничивать себя «языком разборок и менеджеров» нам просто не дадут.
По материалам сайта odnako.org
Наркотики
В фильме присутствуют сцены употребления алкогольных изделий, в основном спирта, также есть диалоги на алкогольную тематику. Один из героев по фамилии Гирин употребляет только коньяк и курит только сигары, которые ему присылают его друзья. Коньяк при этом Гирин возводит в некую ценность, утверждая, что коньяк надо употреблять лишь с позолоченной посуды, приводит в пример Уинстона Черчиля, который якобы благодаря коньяку и сигарам (а не вопреки!) прожил девяносто лет.
В целом, отношение к алкоголю неоднозначное. Так герой Бог Огня, рассуждая со своим товарищем Салаховым о кружке спирта, рассказывает печальную историю о том, как алкоголь поломал его судьбу, и что он сделал свой выбор: детей своих забрал из детдома и им отсылает все заработанные деньги. Хоть история в итоге оказывается вымыслом, но звучит очень поучительно, заставляя задуматься о правильности выбора.
Ещё два «героя-старателя» Седой и Кефир, нашедшие золото в устье реки Ульгай на восточном участке, отказываются от предложенного им спирта, что, безусловно, радует глаз. Радует потому, что алкогольная тема в менталитете русского человека, хотя бы пошатнулась. Пошатнулась слабо, под давлением высоких целей и грандиозных планов, но уже замелькала альтернатива, которая не даёт смотреть на пьяную Россию спокойно: либо мы – творцы, созидатели, либо – живём от пятницы до пятницы.
Секс
Есть сцена, когда героиня Тамара демонстрирует обнажённую грудь. Сцена показана без всякого намёка на пошлость или разврат и в большей степени отражает красоту, изящество и совершенство женского тела.
Насилие
Отсутствует.
Мораль
Основную мысль фильма можно выразить словами из одной известной песни: «Слышу голос, голос спрашивает строго – а сегодня что для завтра сделал я…». Мысль очень верная и на злобу дня, именно таких людей сейчас не хватает нашему обществу для процветания России. И именно такие герои сейчас нужны нашей стране, готовые, несмотря на все опасности, покорять новые вершины. В этом и состоит сила русского духа, который объединяет соборный дух всех народностей в составе русской цивилизации. Фильм очень образный, навивает настроения советского времени. Атмосфера и быт территории изображены очень точно и понятно. Порадовало и музыкальное оформление фильма, которое отразило всю суть и настрой покорителей тундры, передавая это настроение зрителю. Уверен, что фильм никого не оставит равнодушным.
«Трасса 60»
«Трасса 60»: Найти ответы на свою жизнь
Наркотики +/-
Секс +/-
Насилие +
Мораль +
Возрастное ограничение: 16+
У главного героя, Нила Оливера, казалось бы, есть всё, что нужно молодому человеку его возраста, чтобы быть счастливым и радоваться жизни: девушка, автомобиль, влиятельные родители, готовый вариант «светлого будущего». Но сам Нил не совсем согласен с таким вариантом жизни: ему нравиться рисовать, и он мечтает найти себя в этом мире. Поэтому на свой день рождения он загадывает довольно странное желание: «Найти ответы на свою жизнь». К счастью, по близости оказывается лепрекон-полукровка, который его желание с радостью исполняет.
Нил оказывается на несуществующей в реальности трассе №60, на которой ему предстоит множество испытаний, приключений и опасностей. И, конечно же, именно там он сможет получить ответ на свой вопрос.
Фильм не лишён искромётного юмора и содержит множество интересных смысловых конструкций и неординарных взглядов на окружающий мир. В форме художественных аллегорий, гипербол и метафор объясняются многие важные стороны нашей жизни. Особенно хорошо это видно на примере городков, куда заезжает главный герой по ходу своего путешествия по трассе №60.
Довольно интересно в фильме представлены диалоги героев, обсуждающих такие понятия, как правда, долг, жизнь, реальность и т.д. Делают герои это порой очень по-философски и нестандартно, давая определения этим вещам и заставляя не просто смотреть в экран, но вместе с ними размышлять на эти темы.
Фильм понравится любителям заглянуть за рамки привычной жизни.
Наркотики
Одна из героинь в начале фильма любит покуривать травку. На примере одного из городков показан весь вред и последствия употребления наркотиков.
Секс
На примере одной из героинь фильма показана вся пагубность попыток поиска идеального полового партнёра и вся смехотворность этого процесса.
Насилие
Есть сцены ссор и мелкого хулиганства, показана одна погоня. Убийства, драки, откровенный садизм в фильме полностью отсутствуют.
Мораль
Не идите по пути, который вам диктуют окружающие – ищите свой…
Олег Ищущий
«Третий лишний 2»