Сценарий
«Пушкинские дороги»
Аудитория: смешанная (ученики 1,5,11 кл.)
Место проведения: актовый зал
Оформление сцены:
В правом углу стоит стол, на нем подсвечник, чернильница, перо лист бумаги. Вокруг стола три стула. На полу здесь же домотканые дорожки. В глубине сцены, в левом углу стоит лавка, покрытая покрывалом. В глубине, по центру стоит искусственное дерево. С двух сторон сцены выставки с иллюстрациями по сказкам Пушкина.
Ход мероприятия:
Звучит классическая, спокойная музыка. Музыка микшируется. Выходит Рассказчик и под музыку говорит.
Рассказчик: А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,
который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему не ослабевает. Стихи и сказки его становятся нам ближе, дороже, нежнее. Сегодня наш праздник посвящен А.С.Пушкину.
Выходят ученики из-за кулис. Читают стихотворение А.Плещеева «Памяти Пушкина».
1. Мы чтить тебя привыкли с детских лет.
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
2. Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла.
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
3. Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи, кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
4. И все горит нам светоч тот
Все гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод
О красоте и правде он вещает.
5. Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
6. Вот почему, возлюбленный поэт;
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Рассказчик: Дороги Пушкина. Проселочные дороги, размытые осенью; пыльные
летом; теряющие в снежной мгле; весенние большие похожие на реки. Дороги вечного странника, вечного путника. А начиналось все также как и у всех с дороги детства.
Звучит лейтмотив, по который на сцену из-за кулис выходят няня, маленький Пушкин, две девочки-крестьянки и мальчик. Дети садятся на авансцену и за стол. Няня вяжет, дети играют. Музыка микшируется. На сцену из-за кулис выходит
юноша.
Юноша: «Я сам не рад болтливости своей.
Но с детских лет люблю воспоминанье,
Ах! Умочу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце в старинном одеянье,
Она духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня.
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы!
От ужаса не шалахнусь, бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Маленький Пушкин: (подходит к няне обнимает ее за шею)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно,давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах
И дремлят поминутно спицы
В твоих натруженных руках
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь
Тоска, предчувствуя,заботы
Теснят твою всечастно грудь.
Няня: (обращаясь к мальчику, сидящему на полу)
- Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.
(мальчик встает, садится за стол, берет перо имитирует письмо, няня диктует)
« Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все Ваши милости я. Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспристрастно в сердце и в уме, и только засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу. Целую Арина Родионовна.»
Маленький Пушкин: - Няня расскажи сказочку.
На сцену выходит мальчик читает)
Мальчик: У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом,
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(на сцене появляется кот,выходит из-за кулис, движется очень плавно)
Кот: Там чудеса,там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит,
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ношках
Стоит без окон,без дверей,
Там лес идол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из волн выходят ясных,
И с ними дядька их морской,
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя,
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря,
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит,
Там ступа с бабою Ягой
Идет, бредет сама собой
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух…Там Русью пахнет
Мальчик: И там я был и мед я пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот ученый
Свои мне сказки говорил
Одну я помню: сказку эту
Поведаю я свету…
Няня: - Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого;
подслушал он однажды разговор трех сестер…
(на сцену из –за кулис выходят три девочки в русских костюмах, садятся на лавку. Крестьянская девочка, сидящая на авансцене читает)
Девочка: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
(в разговор вступают девицы)
1 девица: - Кабы, я была царица,-
,-То на весь крещенный
Приготовила б я пир.
2 девица: - Кабы, я была царица
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
3 девица: - Кабы, я была царица,-
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
Девочка: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позади забора,
Речь последней по всему
Полюбилася ему
(Из-за кулис выходит царь Салтан, направляется к девицам)
Царь: Здравствуй, красная девица,-
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября
Вы ж голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
(Герои уходят. Звучит лейтмотив)
Рассказчица: - Специально для детей Пушкин сказки не сочинял, но все сказки стали
любимы детьми. Он перенес в них чудесные и живые образы народной
фантазии: золотую рыбку, царевну лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. Нередко сказку наполняют чудеса, а какие давайте вспомним.