Одним из проявлений макроэкономической нестабильности является безработица – такое положение, когда часть трудоспособного населения не находит применения на производстве согласно полученной специальности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991 г. безработными считаются «трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины 58 лет, мужчины 63 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости ».
По определению Международной организации труда (МОТ) безработные – это лица, не имеющие работы на неделю обследования, предпринимающие усилия по поиску работы в течение предшествующих четырех недель, или те, кто уже устроился, но не приступил к деятельности.
В отношении подсчета числа безработных имеется два методологических подхода:
первый состоит в определении числа безработных лиц в течение недели обследования по методологии МОТ (США, Япония и др.);
второй реализуется в Беларуси и учитывает количество лиц, зарегистрированных в службе занятости. Поэтому уровни безработицы в разных государствах несопоставимы.
В экономической науке и практике выделяют три типа безработицы:
фрикционная – определяется добровольной сменой места работы и периодом временного увольнения при переходе;
структурная вызвана изменением структуры производства или недостаточной квалификацией;
циклическая порождается в период экономических спадов экономики.
Совокупность структурной и фрикционной безработицы называется естественным уровнем безработицы или безработицей при полной занятости. В этом случае циклическая безработица отсутствует.
Величина безработицы определяется уровнем безработицы – это отношение числа безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах:
(11.1)
Уровень безработицы связан с уровнем производства ВВП. Эта зависимость определяется законом А.Оукена, который гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный на один процент, то отставание объема ВВП составляет два с половиной процента.
Безработица влечет за собой серьезные социальные, нравственно-психологические и политические проблемы. Работа обеспечивает человеку социальный статус, престиж, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, создает определенный режим жизни. Потеряв работу человек, может оказаться на грани социальной и нравственно-психологической деградации. Расчеты американских ученых показывают, что повышение уровня безработицы на 1 % вызывает рост «социальной патологии» в обществе: общей смертности – на 2,0 %; числа самоубийств – на 4,1 %; убийств – на 5,7 %; заключенных в тюрьмах – на 4,0 %; психически больных – на 4,0%. Проявление депрессий и агрессивности отмечаются почти у каждого второго безработного. С целью снижения негативных проявлений безработицы государство осуществляет регулирование рынка труда.
Государственное регулирование рынка труда различают в узком и широком смысле:
в узком смысле речь идет о совокупности законодательных и нормативных актов, которыми руководствуются партнеры на рынке труда при реализации политики занятости;
в широком смысле предполагает создание системы трудоустройства. Это целевые программы предприятий, банки данных о рабочих местах, закрепление кадров на предприятиях и т.д.
Различают так же пассивную и активную политику на рынке труда:
пассивная направлена на сглаживание последствий безработицы государственными органами (регистрация, выплата пособий и т.д.) через систему социального страхования;
активная политика занятости представляет собой совокупность способов, посредством которых осуществляется скорейшее возвращение безработных к трудовой деятельности, повышение мобильности трудовых ресурсов и др. за счет организации профессиональной подготовки и переподготовки, развития предпринимательской деятельности, организации общественных работ.