Суффиксальный способ образования существительных. Птицы и их птенцы
Выпал утром СОВЕНОК из гнезда и ползает по лесу.
Уполз далеко, не может найти родного гнезда. Увидели другие птенцы СОВЕНКА — некрасивого, с большой головой, ушастого, большеглазого, желторотого.
Увидели и спрашивают удивленно:
— Кто это такой? Откуда взялся?
— Я СОВЕНОК, — отвечает птенец. — Я
выпал из гнезда и не умею еще летать, а днем
я очень плохо вижу. Я ищу маму.
— Кто же твоя мама? — спрашивает ВОРО
НЕНОК.
— Моя мама СОВА, — гордо отвечает СОВЕ
НОК. — А твоя кто?
— А моя мама — ВОРОНА, — сообщает ВО
РОНЕНОК.
— Какая же твоя мама СОВА? — спрашивает ДЯТЛИК.
— Моя мама самая красивая.
— Расскажи, какая же она? — просит ДРОЗ-
ДОК.
— У нее голова, уши и глаза такие же, как у
меня, — отвечает с гордостью СОВЕНОК.
— Ха-ха-ха, — рассмеялись ВОРОНЕНОК,
ДЯТЛИК И ДРОЗДОК. — Да ты же урод, значит и мать у тебя такой же урод.
— Неправда! — закричал СОВЕНОК. — Мама
у меня самая красивая.
Услышала его крик СОВА, прилетела, взяла СОВЕНКА за лапку и повела к родному гнезду. Совенок внимательно посмотрел на свою маму: она была самая красивая.
А ВОРОНЕНОК, ДЯТЛИК И ДРОЗДОК полетели к своим мамам.
Кто же они?
Сухомлинский
ЛИСА И ЦАПЛЯ
Суффиксальный способ образования
существительных
Позвала ЛИСИЦА цаплю в гости. Сварила КАШИЦУ и размазала на БЛЮДЕЧКЕ.
Поставила БЛЮДЕЧКО перед цаплей и говорит:
— Ешь, цапля. Вкусная КАШИЦА!
Стукала, стукала цапля по БЛЮДЕЧКУ
КЛЮВИЩЕМ, так и не поела КАШИЦЫ.
А ЛИСИЦА ЯЗЫЧКОМ КАШИЦУ лизала и наелась. Обиделась цапля на ЛИСИЦУ.
Зовет цапля к себе ЛИСИЦУ. Сварила КАШИЦУ в КУВШИНЧИКЕ и говорит:
— Ешь, ЛИСИЦА, вкусная КАШИЦА!
РЫЛЬЦЕ у ЛИСИЦЫне лезло в КУВШИН
ЧИК. Поэтому не могла ЛИСИЦА добраться
до каши.
А у цапли НОСИЩЕ длинный, и она целый КУВШИНЧИК КАШИЦЫсъела.
Поняла ЛИСИЦА, что за хитрость цапля отплатила хитростью.
КАК КОЗОЧКА И ВОЛК РАЗГОВАРИВАЛИ
Синонимы. Антонимы. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов
Жили-были ДОБРАЯ, ВЕСЕЛАЯ и ЛАСКОВАЯ КОЗОЧКА и ЗЛОЙ, ГРУБЫЙ ВОЛК.
Однажды идет КОЗОЧКА с базара, несет гостинцы своим КОЗЛЯТАМ, а навстречу ей — ВОЛК.
—Здравствуй, СОСЕДУШКА ВОЛЧОК — СЕРЕНЬКИЙ БОЧОК, — говорит КОЗОЧКА ласково и приветливо.
— Здравствуй, коза-дереза — отвечает ей
волк грубо.
— У меня ГОЛОСОК ТОНЕНЬКИЙ, ласковый. Меня все по ГОЛОСКУ узнают и все меня
любят.
— А у меня ГОЛОСИЩЕ грубый. Я всех
своим ГОЛОСИЩЕМ пугаю.
— У меня ГЛАЗКИ добрые и ласковые.
— У меня ЗЛЮЩИЕ ГЛАЗИЩИ. Все меня
боятся.
— У меня СТРОЙНЕНЬКИЕ, ТОНЕНЬКИЕ
ножки. Я учу КОЗЛЯТОК ими красиво и гром
ко топать.
— У тебя МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ, а у меня
БОЛЬШУЩИЕ И ТОЛСТЕННЫЕ НОЖИЩИ.
— Я нежно облизываю своих КОЗЛЯТОК своим МАЛЕНЬКИМ МЯГОНЬКИМ ЯЗЫЧКОМ.
И ЗУБКИ у меня тоже маленькие.
— А у меня БОЛЬШУЩИЙ ЯЗЫЧИЩЕ И
страшные ЗУБИЩИ. Я всех твоих КОЗЛЯТОК
съем!
— А ну-ка, волк, отгадай, что у меня есть, а
у тебя нет и не будет?
Волк недогадливый, глупый, отгадать не может.
— Берегись, злой и глупый ВОЛЧИЩЕ! Я
забодаю тебя КРЕПЧАЙШИ
МИ И БОЛЬШУЩИМИ РОЖИЩАМИ!
ВАСЬКА
. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
' Котик-коток, серенький лобок. Ласков Вася да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васюшки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая.
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет. А попалась мышка — не прогневайся! Глазки — то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.
СОРОКА И МЕДВЕДЬ
Однокоренные слова
— ЭЙ, Миша-МЕДВЕДЬ, на вопрос ответь.
— Какой вопрос, стрекотуха?
— Почему тебя Медведем зовут?
ГЛУХАРЬ — он весной ГЛУХОЙ, понятно,
заяц-БЕЛЯК — он зимой БЕЛЫЙ, понятно, а вот Медведь — не понятно.
— Хе-хе! Бестолковая ты птица. МЕД-ВЕДЬ
— значит, МЕД ВЕДАЮЩИЙ. Знаю, стало
быть, где МЕД в лесу спрятан.
— А где, где он МЕД-то?
— Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, все вы в лесу тогда МЕДВЕДЯМИ
станете.
К Сладкое.
ПОГРУСТИЛИ
Синонимы, антонимы, однокоренные слова Жил-был очень ГРУСТНЫЙ человек. Ну, а раз он был ГРУСТНЫЙ, то приходилось ГРУСТИТЬ. Да вот только одному ГРУСТИТЬ очень ГРУСТНО. И пошел он поискать кого-нибудь, чтобы вместе ПОГРУСТИТЬ. Видит — ива у реки стоит. ПЛАКУЧАЯ ива. Вот, — думает, — какую речку НАПЛАКАЛА. И спрашивает: — Ты, ива, ГРУСТИШЬ или ПЕЧАЛИШЬСЯ?
— ГРУЩУ, — говорит ива, — и ПЕЧАЛЮСЬ
тоже.
— Пойдем со мной, вместе ПОПЕЧАЛИМСЯ.
Согласилась ива, пошла. Идут они по полю,
видят аиста. Стоит аист, клюв повесил.
— Почему, аист, клюв повесил?
— Потому что я не весел.
— И мы НЕВЕСЕЛЫЕ, пойдем с нами.
— Пошли.
Шли-шли, видят, УНЫЛЫЙ дождик идет.
— Иди, унылый дождик, к нам в компанию.
— Не все ли равно, куда идти, — отвечает
дождик «и за ними пошел.
Шли они шли, остановились и стали всех ГРУСТНЫХ к себе звать. Много всяких ГРУ-
СТНЫХ собралось. Обрадовались они друг дружке:
— Ого, — кричат, — сколько нас! Ну теперь ПОГРУСТИМ как следует!
Радостно в ГРУСТНЫЕ прятки поиграли, с хохотом ВЕСЕЛЫЕ салочки затеяли. УГРЮ-МЫИ хоровод завели — чуть со смеха не лопнули. ПЕЧАЛЬНУЮ песню затеяли — за животы схватились
Ах, как весело вздыхать! ХА-ХА-ХА! Как чудесно унывать! ХА-ХА-ХА!
Оказывается, вместе ГРУСТИТЬ не так уж и ГРУСТНО.
Е. Измайлов.
ПАР И ХОД
Однокоренные ц сложные слова Жил да был на свете ПАР, С виду был он сед и стар, Но с кипящею водой Он плясал, как молодой.
Он из чайников струился, Над кастрюлями клубился Никаких полезных дел Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД,
В слове «ВЫХОД»,
В слове «ВХОД»,
В слове «ХОДИКИ» стучало,
И в «ПОХОДЕ» вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД, Жили врозь они, но вот Вместе их соединили, По воде они поплыли.
ПАРом ХОДит ПАРОХОД, В паре ходят ПАР и ХОД.
Е. Измайлов.
ПОД ГРИБОМ
Однокоренные слова Образование существительных
Однажды был сильный ДОЖДЬ. Некуда муравью спрятаться. Увидел муравей на поляне маленький грибок, добежал до него и спрятался под шляпкой. Сидит под грибом и ДОЖДЬ пережидает. А ДОЖДЬ идет все сильнее и сильнее. Ползет к грибу мокрая бабочка.
— Муравей, муравей, пусти меня под грибок. Промокла я, летать не могу
— Пущу, только ты сначала скажи, как называется такая погода?
— ДОЖДЛЯВАЯ.
— Нет, подумай еще.
— ДОЖДЛИВАЯ погода.
— А что еще может быть ДОЖДЛИВЫМ?
— ДОЖДЛИВЫЙ день, ДОЖДЛИВОЕ лето,
ДОЖДЛИВАЯ осень.
— Ну, ладно, в тесноте, не в обиде. Иди ко
мне под грибок.
А ДОЖДЬ все сильнее и сильнее. Бежит мимо мышка:
— Пустите меня под грибок. Вода с меня так
ручьем и льет.
— Пустим, только сначала скажи, как сегодня на улице?
— ДОЖДИЛЬНО.
— Неправильно говоришь. Думай скорее, а то
помокнешь до нитки.
— ДОЖДЛЯВО, а, может быть, ДОЖДЛИВО?
— ДОЖДЛИВО, — исправляет муравей.
Потеснились, пустили мышку под гриб
А ДОЖДЬ все льет и не перестает. Мимо воробей скачет и плачет:
— Намокли перышки, устали крылышки
Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть
ДОЖДЯК переждать.
— Нам и самим тут тесно, да и к тому же ты
неправильно говоришь.
— А как же надо?
— ДОЖДИК переждать. НУ ладно, потеснимся.
Пустили воробья под гриб: в тесноте, да не обиде. А тут и заяц на полянку выскочил, гриб увидал.
— Спрячьте, — кричит, — спасите, за мной
лиса гонится. ДОЖДИЛЬНИКА нет, промок
весь.
— Не ДОЖДИДЬНИКА, а ДОЖДЕВИКА, -
заметил мудрый муравей, — пожалеем тебя
спрячем от лисы. Только спрятали зайца, лиса подбегает.
— Зайца не видели, — спрашивает.
—
Видели, скажем, куда он побежал, если
ответишь, как можно назвать сильный
ДОЖДЬ?
— ДОЖДЯК.
— А вот и не правильно, не угадала — ДОЖДИЩЕ. Беги, сама ищи зайца.
К тому времени ДОЖДИНКИ реже, реже, реже.
И ДОЖДЬ кончился. Выскочили все на полянку из-под гриба.
Муравей задумался: — Как же так? Мне одному тесно было, а тут впятером поместились.
— Ква-ха-ха, — засмеялась лягушка, — и
так все ясно!
Спрыгнула со шляпки гриба и ускакала.
Посмотрели все на гриб — а гриб-то___ -
Догадались? — ВЫРОС!
ГОГА И ГУСИ
Домашние птицы Образование существительных
На лугу были гуси: ГУСЬ, ГУСЫНЯ И два ГУСЕНКА. А Гогу в это время мама отпустила погулять.
Увидел Гога на лугу ГУСЕЙ и хотел погладить маленького ГУСЕНКА. Но ГУСЫНЯ загоготала: — «ГА-ГА-ГА! Не ходи сюда!» А ГУСЬ выгнул шею и зашипел. Он больно ущипнул Гогу за ногу. Нога долго болела. Так Гога и не
погладил ГУСЕНКА.
Л. |
Успенская
ДОМИК-РАКУШКА
Однокоренные слова
Шел я по бережку, камешки искал. Увидел РАКУШКУ. В ней РАК-отшельник шевелит клешнями. РАКУШКУ он превратил в свой домик. Раньше там улитка жила.
Поднял я РАКУШКУ. РАК втянул клешни. Решил я выгнать его. Положил РАКУШКУ подальше от воды. Придавил ногой. РАК шевелит клешнями: я мешаю ему двигаться.
— Найдешь другую РАКУШКУ, — думаю.
Решил РАК уйти, отдать мне РАКУШКУ. Пошагал в море. Ножки в панцире, а брюшко мягкое. Потому и прятал его в РАКОВИНЕ.
Нахлынула волна. Мелькнул РАК брюшком. Больше я его не видел. Шел домой и думал: где РАК нашел другую РАКУШКУ?
По Г. Снегиреву.