Шумящие коробочки
Материал: два деревянных ящика с деревянными коробочками-цилиндрами. В ящике с красной крышкой находятся шесть коробочек с красными крышечками, в ящике с синей крышкой — шесть коробочек с синими. Коробочки из одного ящика при встряхивании издают различные шумы: от тихого до громкого. Для каждой коробочки из одного ящика имеется парная в другом ящике, издающая при встряхивании точно такой же шум. На днище коробочек с одинаковыми шумами наклеены контрольные метки — кружочки одного и того же цвета. Метки всех пар отличаются по цвету друг от друга.
Цели: прямая — развития слухового восприятия; составление пар одинаковых шумов; пробуждение акустического внимания; косвенная — подготовка к музыкальным занятиям.
Примечания: 1. Ящики стоят на полке рядом: ящик с красной крышкой — слева, с синей — справа. Ящики открыты; крышки лежат под ними. Можно поменять ящики местами — это несущественно. Красный ставится обычно слева для единообразия: у красно-голубых штанг красные отрезки тоже находятся слева.
- С материалом удобнее работать на столе: на коврике коробочки менее устойчивы.
- Есть несколько способов расстановки предметов на столе для презентации. Мы подробно опишем один и коротко — другой.
Презентация: 1. Учитель обращает внимание ребенка на содержимое ящиков: «Смотри, какие красивые коробочки. На вид они одинаковы. Ты знаешь, что с ними делают? Нет? Тогда можешь взять этот ящик и поставить его на стол. Ящик носят так». Учитель накрывает красной крышкой ящик с красными коробочками, берет его с обеих сторон так, чтобы четыре пальца рук находились под дном, приподнимает, держит на весу 2—3 с и ставит обратно.
- Первый способ расстановки предметов для презентации и дальнейшей работы. Ребенок ставит на стол ящик с красной крышкой, учитель — с синей. Их ставят посреди стола ближе к дальнему краю на расстоянии друг от друга, чуть большем ширины ящика. Ящики обращены к учителю и ребенку своей узкой стороной. Ящик с красной крышкой находится слева, с синей — справа. Учитель снимает синюю крышку с ящика и кладет ее прямо перед ним, не переворачивая. Он просит ребенка снять красную крышку с другого ящика и положить ее перед ним.
- Учитель берет левую ближнюю к нему коробочку из левого ящика большим, указательным и средним пальцами правой руки, медленно вынимает ее и ставит перед ребенком. Пальцами левой руки он обхватывает коробочку за середину, приподнимает ее; большим и указательным пальцами правой руки берет ее за дно и крышку и несколько раз встряхивает. Кисть руки свободно движется. Коробочка издает шум; учитель внимательно прислушивается к шуму, ребенок тоже. Можно спросить ребенка: «Ты слышишь шум?» Когда ребенок услышит шум, учитель берет коробочку левой рукой за середину и ставит ее на красную крышку ящика.
Примечание, существуют еще два способа встряхивания коробочек: а) этот способ изобретен самой Монтессори. Коробочку плотно обхватывают ладонью руки, как палку, и встряхивают обычным образом. Первоначально коробочки даже имели соответствующие углубления по высоте для облегчения их встряхивания именно таким способом. Недостатком этого способа является заметное приглушение шума, что нежелательно; б) при втором способе встряхивания указательный палец правой руки кладут на крышку коробочки, а большим и средним обхватывают ее с обеих сторон. Встряхивание производят отрывистыми движениями вдоль оси коробочки. Этот способ имеет тот недостаток, что здесь не происходит растяжки пальцев и раскрытия ладони, а также остается жесткой кисть. Но он удобен для детей с короткими пальчиками, если они не могут по этой причине держать коробочку за оба основания.
- Учитель: «Мы будем искать коробочку с точно таким же шумом в другом ящике». Он вынимает левую ближнюю к нему коробочку из правого ящика и ставит ее перед ребенком на стол. Затем он встряхивает по очереди коробочку, стоящую на красной крышке, и коробочку с синей крышкой, стоящую перед ним, сравнивая издаваемые ими шумы. Можно поднести коробочки поближе к уху ребенка, чтобы он лучше расслышал шумы. Желательно встряхивать коробочки поочередно у левого и правого уха, так как иногда уши слышат по-разному: одно лучше, другое хуже.
- Учитель: «Эти коробочки одинаково шумят?» Если шумы не одинаковы, коробочку с синей крышкой ставят на синюю крышку ящика, берут из левого ряда правого ящика следующую коробочку и сравнивают издаваемый ею шум с шумом той, которая стоит на красной крышке ящика. Так продолжают действовать, пока пара не будет найдена. Если пара коробочек с одинаковыми шумами найдена, ее ставят между ящиками ближе к их задней стенке, а коробочки, стоящие на синей крышке, по одной убирают обратно в синий ящик. Далее из левого ящика берут следующую коробочку с красной крышкой и описанным выше способом ищут пару и к ней.
Примечание: мы снова вернулись к первоначальной ситуации, «сведя задачу к предыдущей».
- Если все пары найдены, проводится контроль ошибок: сначала с помощью слуха, затем — визуальный. Учитель: «Давай проверим, правильно ли мы нашли пары одинаковых шумов». Он берет ближайшую к нему пару коробочек, несколько раз поочередно встряхивает их, прислушиваясь; наконец, переворачивает их и смотрит на контрольные метки. Он говорит: «Смотри, метки одного и того же цвета, значит, мы и в самом деле правильно нашли пару». Затем проверяют остальные пары. Проверенные пары ставят на место: коробочки с красной крышкой — в левый ящик, с синей — в правый.
- Ребенок повторяет упражнение. По окончании работы ящики относят на полку.
Примечание: второй способ расстановки предметов при презентации и дальнейшей работе с шумящими коробочками. Ящики ставят посередине стола вплотную друг к другу таким образом, что ящик с красной крышкой находится слева. Ящики обращены к учителю и ребенку своей узкой стороной. Красную крышку кладут слева от ящика с коробочками с красными крышечками, вплотную к нему; синюю крышку — справа от соответствующего ящика. В процессе презентации коробочку с красной крышкой, к которой ищут пару, ставят перед ящиком с красными коробочками; неподходящие коробочки с синими крышками ставят- на синюю крышку ящика, а пары коробочек — слева от красной крышки ящика или же на нее.
Учителю следует выбрать из всего многообразия способов расстановки предметов только один способ и показывать его всем детям группы. В противном случае может возникнуть путаница, и дети будут дезориентированы, что недопустимо.
Особый интерес: встряхивание коробочек; различные шумы.
Контроль ошибок: на слух; опосредованный: с помощью контрольных меток.
Упражнения: 1. Повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного.
2. Нахождение пар одинаковых шумов с завязанными глазами.
3. Построение сериационного ряда. Учитель выстраивает ряд коробочек по принципу «от громкого к тихому». Для этого берут коробочки из одного и того же ящика. Слева находится коробочка с самым громким, справа — с самым тихим шумом. Ребенок стро- ит свой ряд, используя для этого коробочки из другого ящика. Ряд, построенный учителем, используется в качестве провероч- ного для контроля ошибок.
Примечание: для экономии времени учитель может, построив сериационный ряд, на кусочке белого картона нарисовать последовательность контрольных меток для этого ряда. Ребенок использует эту картинку для визуального контроля ошибок или восстанавливает по ней сериационный ряд для контроля ошибок на слух.
- Игра на расстоянии. Нахождение пар одинаковых шумов, когда ящики стоят на разных столах, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Сложность состоит в том, что ребенку необходимо запомнить шум и вспомнить его через некоторое время, необходимое для перехода от одного стола к другому. При этом ящик с красной крышкой стоит на одном столе, крышка лежит перед ним; именно на нее ставят коробочку, к которой ищут пару. Парные коробочки ставят справа от ящика. Ящик с синей крышкой стоит на другом столе, крышка лежит перед ним. На нее ставят коробочки, не подходящие к искомой.
- Групповая игра. Трое или шестеро детей берут соответственно по 2 или по 1 коробочке с синими крышками. Один ребенок — ведущий — берет коробочку с красной крышкой, встряхивает ее, запоминая шум, подходит по очереди к детям и просит их встряхнуть коробочки. Если он нашел пару к своей коробочке, он ставит ее справа от ящика с красной крышкой. При поиске пары ребенок может взять коробочку с собой и время от времени встряхивать ее, вспоминая шум, что проще, или оставить ее на столе, что труднее, так как требует развитой акустической памяти.
6. Определение направления звука. Дети садятся на стулья или на ковер и закрывают глаза. Учитель или другой ребенок, находясь в каком-либо месте комнаты, издает некий звук: хлопок, щелчок, звонок колокольчика, шуршание, встряхивание коробочки и т.д. Затем он уходит в другое место.
Дети должны определить направление звука.
7. Связь с реальной жизнью. Дети слушают разные шумы и опре- деляют, какие предметы их издают: машина, дверь, погремушка, заводная игрушка, бумага, подошва ботинка, льющаяся вода...
Расширение словарного запаса: в форме трехступенчатого урока вводятся понятия: «громкий—тихий», «громкий— громче—самый громкий», «тихий—тише—самый тихий», «самый громкий — самый тихий», «громче, чем — тише, чем».
Возраст: с 3 —3,5 лет.