Архитектура ИС – учебник с.32-36
CASE- технологии
CASE (Computer Aided Software Engineering) — средства разработки программных и организационно-управляющих систем. Они охватывают большую часть поддержки огромного числа технологий проектирования КИС: начиная с простых средств анализа и документирования и заканчивая масштабными средствами автоматизации, охватывающими весь жизненный цикл программного обеспечения.
К числу CASE-средств относятся как достаточно недорогие системы для персональных компьютеров с довольно ограниченными возможностями, так и дорогие системы для неоднородных вычислительных платформ и операционных сред. Таким образом, на сегодняшний день рынок программных средств включает в себя примерно 300 различных CASE-средств, лучшие из которых использует большая часть ведущих западных фирм. Как правило, CASE-средством считается программное средство, которое автоматизирует определенную совокупность процессов жизненного цикла программного обеспечения и обладает рядом таких характеристик как:
1)объединение определенных компонентов CASE-средств, которое дает возможность управляемость процессом разработки информационных систем;
2)наличие графических средств, с помощью которых можно описывать и документировать информационные системы, которые предоставят удобный интерфейс с разработчиком;
+ конспект в начале
Внедрение информационных систем
Внедрение корпоративной ИС, разработанной самостоятельно или приобретенной у поставщика, зачастую сопровождается ломкой (перепроектированием) существующих на предприятии бизнес-процессов. Приходится перестраивать их под требования стандартов и логику внедряемой системы.
К настоящему времени сложился стандартный набор приемов внедрения ИС. Основное правило: выполнять обязательные фазы последовательно и не пропускать ни одной из них.
Фазы внедрения информационной системы
1. Фаза "Предварительные работы по подготовке проекта внедрения ИС". В ходе предпроектного обследования предприятия происходит сбор подробной информации о структурном построении организации, функциональных связях, системе управления, об основных бизнес-процессах. Оцениваются сроки, ресурсы, виды и объемы работ, номенклатура и стоимость программно-аппаратных и телекоммуникационных средств, стоимость обучения персонала и т. д.
2. Фаза "Подготовка проекта". После завершения первой фазы осуществляется предварительное планирование и формирование процедур запуска проекта:
· формирование проектной и экспертной групп;
· распределение полномочий и ответственности;
· определение организационно-технических требований к процессу внедрения;
· уточнение спецификаций и ожиданий заказчика;
· обучение группы внедрения, состоящей из специалистов предприятия-заказчика.
После начала финансирования проект считается запущенным к исполнению.
3. Фаза "Концептуальная проработка проекта". В течение этой фазы:
· формируется и утверждается концептуальный проект;
· достигается обязательное однозначное понимание намерений всех участников проекта относительно внедряемой ИС;
· уточняются и конкретизируются цели и задачи проекта;
· определяются размеры прототипа системы;
· согласуются укрупненный план работы, последовательность этапов и условия опытной эксплуатации, планово-финансовые и отчетные показатели;
При этом все указанные действия в обязательном порядке документируются, согласуются и утверждаются всеми заинтересованными и ответственными сторонами. После окончания фазы реализации проект внедрения считается законченным. Информационная система передается в эксплуатацию.
Эксплуатация информационных систем
При плановой замене вычислительных и всех других средств необходимо постоянно учитывать и так называемый износ - утрату средствами обработки информации их потребительской стоимости. Различают два вида износа: физический и моральный. Под физическим износом понимают снижение или полную утрату изделием своих первоначальных качеств.
Наряду с физическим имеет место и моральный износ, также I и II рода. Износ I рода проявляется тогда, когда себестоимость производства такого же изделия снижается и оно может быть приобретено дешевле, чем используемое в настоящее. Моральный износ II рода обусловлен научно-техническим прогрессом
Как объект обслуживания ИС имеет, определенные специфические эксплуатационные свойства. В ИС сложно назначить нормы эксплуатационных показателей: нормы долговечности и технологического обслуживания, распределение норм надежности по компонентам системы. Однако можно построить систему технического обслуживания в составе подсистем профилактики и восстановления; на основе теории надежности могут быть определены нормы запасных элементов из условия достаточности, а также выполнен расчет экономически оптимальных норм запасных элементов.