Тема 3.6. Методика изучения лексики




План

1. Основы изучения лексики.

2. Система работы над лексикой: задачи, содержание, методы и приемы работы.

3. Планируемые результаты изучения лексики и их диагностика.

1.

Лексика определяется как словарный состав языка. Лексика изучается в разделе науки о языке, который получил название «лексикология». В центре внимания данного раздела – слово.

Слово - это комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой общества значением и функционирующий как некое самостоятельное целое.

Под значением слова понимают отображение в слове реалий действительности (предметов, признаков, отношений, процессов и т. д.). Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение.

Слова бывают однозначные (имеющие одно лексическое значение) и многозначные (имеющие несколько значений).

Однозначными словами является большинство терминов, некоторые названия инструментов, профессий, разновидностей деревьев и пр. Однозначны, например, слова табурет, сахарница, огромный, суффикс.

Большое количество слов имеет несколько (два и более) значений.

Совокупность слов принято называть лексикой.

Лексика русского языка представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц. По словам Ю.П. Богачева, «изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями представляющих собой «молекулы» большого сложного целого»[1].

В лексической системе языка выделяют группы слов, связанных общностью (или противоположностью) значения; сходных (или противопоставленных) по стилистическим свойствам; объединенных общим типом словообразования; связанных общностью происхождения, особенностями функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики и т. д.

Системные связи охватывают и целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, например, значение предметности, признака, действия и т. п.). Такие системные отношения в группах слов, объединяемых общностью признаков, называются парадигматическими (гр. paradeigma - пример, образец). Парадигматические связи слов лежат в основе лексической системы любого языка. Как правило, она дробится на множество микросистем. Простейшими из них являются пары слов, связанные противоположностью значений, т. е. антонимы. Более сложные микросистемы состоят из слов, группируемых на основании сходства значений. Они образуют синонимические ряды, разнообразные тематические группы с иерархией единиц, сопоставленных как видовые и родовые. Наконец, наиболее крупные семантические объединения слов вливаются в обширные лексико-грамматические классы - части речи.

Системные связи, проявляющиеся в закономерностях сочетания слов друг с другом, называются синтагматическими (гр. syntagma - нечто соединенное). Они выявляются при соединении слов, т. е. в определенных лексических сочетаниях. Одним из проявлений системных отношений слов является их способность соединяться друг с другом. Сочетаемость слов определяется их предметно-смысловыми связями, грамматическими свойствами, лексическими особенностями.

В основу методики изучения лексики и обогащения словаря учащихся положен системно-функциональный подход, позволяющий представить лексику в виде упорядоченной системы функционирующих единиц. Этот подход заключается в выявлении и учете связей между лексическими единицами как в процессе отбора словарного минимума, так и в процессе обучения лексике на уроках русского языка.

2.

Задачи и содержание изучения лексике в начальной школе.

Изучение лексики направлено на решение следующих задач:

- дать представление о слове как единице языка;

- сформировать представление о лексической систем языка: познакомить детей с понятиями о синонимах, антонимах, многозначных словах.

- обогатить, пополнить словарный запас детей, формировать умение правильно и уместно употреблять слова, отбирать лексические средства языка для точного выражения смысла высказывания.

- научить работать со словарем.

Содержание обучения данному разделу составляют

-знания о слове как единстве звучания и значения, сведения об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах; о словах-омонимах,сведения о происхождении слов (в некоторых учебниках);

- сведения об устройстве толкового словаря, способы рационального поиска слов для установления их значений.

Дети овладевают следующими умениями:

- замечать неизвестное слово при чтении текста, находить слово в словаре;

- различать прямое и переносное значение слова;

- находить синонимы, антонимы, многозначные слова;

- подбирать синонимы для устранения повторов в речи;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.[2]

Методы и приемы изучения лексики:

- приемы толкования слов,

- приемы классификации, сравнения лексических единиц.

- стилистический анализ;

Рассмотрим подробнее работу над некоторыми лексическими понятиями и умениями.

Формирование представления о слове.

1 этап (букварный период) – дети осознают, что слово и предмет, называемый словом, не одно и то же; знакомятся с номинативной функцией слова (слово называет все, что нас окружает); учатся анализировать звуковой состав слова.

2 этап – изучение раздела «Слово» в учебнике оп русскому языку: дети повторяют известные им признаки слова (у слова есть звучание и значение), знакомятся с понятиямислова-синонимы, слова антонимы; многозначные слова.

Повторение признаков слова часто организуется с привлечением квази-слов (плим, кукарача). Их анализ позволяет актуализировать важное свойство слова – что-то обозначать, называть.

Дальнейшая работа ведется по раскрытию системных отношений в лексике.

важных признаков слова, его единства значения и звучания, в модели.Один из удачных вариантов модели, фиксирующейэти признаки, представлен в УМК С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко:

___________

 

Опора на модель позволяет в дальнейшем более наглядно раскрывать детям системные связи и отношения, существующие в лексике русского языка.

В этомразделе ведется работа над умением замечать слова с неизвестным значением и узнавать его по словарю и другими способами.Актуальными являются задания к текстам упражнений, содержащих непонятные слова: не встретились ли вам слова, значение которых нужно узнать (…о которых вы хотели бы спросить).Значения каких слов нужно уточнить? Как поступите, чтобы узнать значение непонятного слова?

Особое вниманиеуделяется умениюпользоваться толковым словарем (помещенного в учебнике или изданного отдельной книгой).

Методика работы над синонимами и антонимами.

Выделяют два основных направления в работе над синонимами и антонимами:

1 – работа по формированию представлений о синонимах и антонимах (образовательный аспект работы);

2 – совершенствование речевых умений в связи с работой синонимами и антонимами, т.е. умений воспринимать синонимы и антонимы в тексте, использовать слова названных групп в собственной речи (коммуникативный аспект работы над синонимами и антонимами).

В практике обучения оба эти направления слиты и дополняют друг друга.

Понятие о синонимах вводится по следующим признакам: слова, близкие по значению, но разные по звучанию. Дети также наблюдают функции синонимов: они помогают более точно выразить мысль, избежать повторов в речи.

Для постановки учебно-познавательной задачи используется текст, в котором есть повторы, которые можно устранить с помощью близких по значению слов.

Ребята пошли в лес за грибами. Ребята грибов не нашли, зато встретили белку.

Задание: можно ли найти слово, чтобы избежать повторение слова «ребята». Учащиеся находят слово «дети».

Далее формулируется проблемно-познавательный вопрос: какими свойствами обладают слова, которые помогли устранить повтор в речи?

Наблюдение над словами-синонимами организуется путем сравнения их по значению и по звучанию.

Обобщение обнаруженных признаков может быть зафиксировано в модели.

Практическая работа над синонимами организуется на основе следующих видов заданий:

1. Выбор синонимов из группы слов или из текста.

2. Задание на построение синонимического ряда.

3. Наблюдение над использованием синонимов в художественной речи.

Знакомство с антонимами опирается на картинки с противоположными явлениями: день – ночь, заходит – выходит. Какими словами можно подписать картинки? Какими свойствами обладают эти слова: они разные или противоположные?

Задания с антонимами: найти в тексте антонимы, подобрать к словам антонимы, определить роль антонимов в тексте.

Работа над усвоением многозначных слов, прямого и переносного значений слова.

Знакомство с многозначными словами начинается в букваре. Детям предлагаются картинки: швейная игла, иголка ежика, иголка ели.

Дети называют одним словом разные предметы. Делается вывод: слово одно, а значения разные. Почему разные предметы назвали одним словом?

При изучении систематического курса дети знакомятся с понятием многозначные слова так же на основе названия разных картинок одним и тем же словом. Так же дети выясняют, почему слово – одно, а называет разные предметы? Случайно ли это? Водится термин многозначные слова.

В некоторых учебниках изучаются и омонимы.

Задания с многозначными словами: а) указать значения многозначного слова, 2) найти в тексте многозначное слово – объяснить значение; 3) придумать к многозначному слову синонимы и антонимы; 4) работа над метафорами.

 

3.

В результате обучения лексике у детей должны быть сформированы следующие умения:

-выявлять слова, значения которых требует уточнения (задание для проверки умения: подчеркни слова, для понимания значения которого тебе нужно обратиться к словарю; как ты понимаешь значение слова…);

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря (задание: как и

- умение подбирать синонимы / антонимы (Задание Я:замени слово… близким по значению)

Задание по лексике выполняются на базовом уровне.

 


[1] Богачев Ю.П. русский язык с основами языкознания. – М.: Академия, 2005. – С. 24 – 25.

[2] См.: Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – С. 24.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: