II. Музыка в повседневной жизни детского сада.
1. Слушание в аудио записи, на прогулке.
2. Фон для игр, во время приёма, укладывания спать.
3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.
5. Фоновая музыка на занятиях в группе.
III. Развлечения.
1. Тематические музыкальные вечера.
2. Беседы-концерты.
3. Все виды театров.
4. Игры-хороводы, забавы.
IV. Праздники.
Праздники: «Новый год», «8 марта», «Выпуск в школу». Сезонные праздники – развлечения: «Осень золотая», «Праздник урожая», «Весна – красна». Обрядовые: «Каляда», «Масленица», «Гуканне вясны».
Спортивные праздники, детские оперы и балеты по сказкам и др.
Основные виды музыкальной деятельности:
1. Пение
2. Музыкально - ритмические движения
3. Слушание музыки.
5. Игра на детских музыкальных инструментах (инструментальное музицирование – по программе).
6. Музыкально-творческие игры.
Певческая деятельность дошкольников
В учебной программе дошкольного образования раздел «Пение» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года).
Задачи певческой деятельности дошкольников:
1. Формирование певческих умений и навыков;
2. Развитие музыкальности;
3. Формирование интереса к музыкальной деятельности, эстетических чувств, предпочтений – компонентов музыкально-эстетического сознания;
Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса и меры по его охране.
Организация этого вида деятельности требует знания и учета особенностей детского голоса, позволяет развивать его, соблюдая меры по его охране. Среди таких особенностей можно назвать:
короткие и тонкие голосовые связки,
малая емкость легких,
неширокий диапазон (как правило, до трех лет - звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2). Основными мерами по охране певческого голоса дошкольника является:
- удерживание от громкого и длительного пения – не исполнять более 2-3 песен на занятии, 4-5 – на праздниках (в младшем возрасте 3),
- подбор песенного репертуара с соответствующим данному возрасту диапазоном;
- соблюдение гигиенических требований для помещения – не петь при температуре ниже 18 градусов и влажности более 40 процентов.
Также необходимо удерживать детей от крика и визга, добиваться естественного тона разговора в любых условиях.
При обучении пению особое внимание уделяется формированию вокально-хоровых навыков дошкольников. Важно учить детей уже в раннем возрасте соблюдать певческую установку – правильное положение корпуса во время пения. Так, необходимо сидеть (при исполнении разученных песен – стоять) прямо (в 2-4 года опираясь на спинку стула, в 5-6 лет – не прислоняясь к ней), ноги располагаются под прямым углом к полу, руки – на коленях, голова – прямо;
В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие вокально- хоровые навыки:
- звукообразование (дети должны петь естественным высоким светлым звуком, образец такого пения должен демонстрировать и педагог; необходимо учить отрывистому образованию звука, что ближе для ребенка, а также протяжному пению – для того использовать специальные упражнения с большим количеством гласных, пение в среднем темпе);
- дыхание (учить не брать дыхание в середине слов и фраз);
- дикция (учить четко произносить звуки, особенно согласные, в конце слов; этому помогают скороговорки, громкий шепот- в старшем возрасте);
- чистота интонации (как правило, координация между слухом и голосом у дошкольников еще слабая, поэтому необходимо показывать образцы чистого пения, петь в удобном диапазоне, больше использовать образцов без аккомпанемента, петь по подгруппам, использовать игровые задания на подражание, повторение интонаций и их транспонирование, уделять внимание фальшиво поющим – индивидуальный подход, рассадка детей во время пения);
- ансамбль – согласованное пение в унисон (использование дирижерского жеста, пения в небольших подгруппах).
Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста. В песенный репертуар дошкольников включены упражнения для развития голоса и слуха (например, попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной).
Методика разучивания песни предполагает три этапа (на протяжении 5-7 занятий):
1. Ознакомление с песней. Цель – заинтересовать ребенка, раскрыть содержание песни. Поскольку необходимый этап при разучивании песни это ее восприятие, то на данном этапе используются методы и приемы, связанные с восприятием музыки – эмоциональная настройка (беседа, сюрпризный момент, загадка и др), выразительное и качественное исполнение песни целиком (слуховая наглядность), беседа о прослушанной музыке: определение ее настроения, характера образа, некоторых средств выразительности, пояснения незнакомых слов и явлений.
2. Разучивание песни. На этом этапе проводится основная работа по обучению певческим умениям и навыкам – уделяется внимание дыханию, звукообразованию, дикции. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы – для этого используется двигательное моделирование (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты). Песня разучивается по фразам, текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании ребенка смысловое и образное единство.
3. Закрепление песни. Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес детей в работе с песней. Это исполнение песни по подгруппам (мальчики – девочки), исполнение соло, исполнение с движениями, инсценировка, оркестровка.
Обучение игре на ДМИ
В учебной программе дошкольного образования раздел «Элементарное музицирование» выделен в отдельный вид деятельности в группе второго младшего возраста (3-4 года), а обучение нотной грамоте в ней не предусматривается.
Общими задачами этого вида деятельности является:
1. Овладение приемами игры на детских музыкальных инструментах и элементами нотной грамоты.
2. Развитие музыкальных способностей (звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти).
3. Содействие физическому (мелкая моторика), умственному (сочетание действий, устройство инструментов и др.) развитию.
Задачи несколько специфицируются в зависимости от возрастной группы:
В группе детей 3-4 лет внимание отводится знакомству с некоторыми музыкальными инструментами (барабаном, ксилофоном, металлофоном, дудочкой), формированию интереса к музыкальным инструментам и развитию музыкально-сенсорных способностей.
С детьми 4-5 лет уделяется основное внимание обучению технике игры, коллективному музицированию, нотной грамоте, развитию звуковысотного слуха и чувства ритма.
Для детей 5-6 лет - совершенствование техники игры, закрепление знания нотной грамоты.
Характеристика детских музыкальных инструментов
Наиболее многочисленная группа детских музыкальных инструментов – ударные. Среди них большинство инструментов шумовых, не имеющих звукоряда. Они обладают разнообразными тембрами: стучащий тембр у деревянных ложек, трещоток, кастаньет; звенящий – треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы, шархуны; шуршащий тембр у инструментов по типу погремушки – шейкеров, маракасов. Бубен и барабан обладают гулким, резонирующием звучанием. Имеют звукоряд металлофон и ксилофон. Они удобны тем, что не требуют настройки и сложных сочетаний действий при исполнении. Могут быть с диатоническим и хроматическим (двухрядные) звукорядом.
Из струнных инструментов в работе с дошкольниками используются только щипковые, на которых играют с помощью медиатора – цитра, гусли, цимбалы, арфа. Среди клавишных инструментов-игрушек – пианино, рояль. Клавишно-язычковые – аккордеон (с 20-ю клавишами, на котором играют только правой рукой). Среди духовых инструментов – разнообразные свистульки, гудки, дудочка (и другие инструменты по типу флейт), духовые гармоники (с клавишами).
Знакомство с инструментами начинается уже в раннем возрасте, в группе детей 2-3 лет для этого педагог использует инструменты, контрастные по звучанию, – например, дудочка и колокольчик, барабан и металлофон; сопровождает звучание марша игрой на бубне, барабане, ложках и др. Дети сами пробуют действовать к погремушкой и колокольчиком. Дети 3-4 лет сами пробуют играть на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с другими шумовыми инструментами. Уже в этой возрасте проводятся дидактические игры на различение тембров знакомых детям детских инструментов. С 4-5 лет начинается обучение игре на звуковысотных инструментах – в первую очередь на металлофоне и ксилофоне, цымбалах (цитре).
Методы и приемы обучения игре на детских музыкальных инструментах
Существует несколько способов обучения на звуковысотных музыкальных инструментах:
1. По нотам. Это трудоемкий способ и не все дети овладевают нотной грамотой в дошкольном возрасте. При использовании этого способа важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.
2. Цифровая и цветовая методики. Суть их в том, что за каждым звуком закрепляется знак – цветовой или цифра, и исполнение мелодии осуществляется с опорой на воспроизведение последовательностей из цифр или цветных знаков (кружочков и др.). Такой подход дает очень быстрый эффект – мелодия хорошо запоминается ребенком, но не происходит развития звуковысотного слуха, т.к. здесь велика роль механического воспроизведения.
3. Игра по слуху. Данный подход требует систематической работы по развитию представлений детей о высоте и длительности музыкальных звуков (используются соответствующие дидактические игры, музыкальная лесенка и др.) Данная методика предполагает расширение диапазона попевок, начиная с попевок на одном звуке.
Формы организации коллективного музицирования
Кроме индивидуального музицирования, в дошкольном возрасте детям доступно и коллективное.
Это может быть:
1. Ансамбль – участвуют одинаковые или однотипные инструменты. Как правило, звуковысотные.
2. Шумовой оркестр, в котором участвуют игрушки и инструменты, не имеющие звукоряда. Этот оркестр доступен уже детям младшего возраста, исполняя произведение, дети выделяют сильную долю, акценты, в среднем и старшем возрасте – воспроизводят ритм.
3. Смешанный оркестр, в котором участвуют и звуковысотные, и шумовые инструменты. Предварительная работа подразумевает индивидуальное разучивание партий, затем игру в ансамблях, и лишь потом – объединенный смешанный оркестр. Обучение элементам нотной грамоты органично связано с игрой на звуковысотных инструментах.