Александровой Софьи НОЛк-219
Практическое занятие
Тема: «Время и его измерение»
План.
1. На какие знания детей может опираться учитель, формируя у них представления о времени как величине в 1-м классе? Приведите примеры заданий, которые можно использовать с этой целью. Какие пословицы, поговорки, сказки, стихи и т.д. можно использовать на уроках для этого?
2. Составьте беседу к уроку: «Меры времени» М3М ч.1 с.100.
Цель беседы:
а) разъяснить учащимся значение времени в жизни людей,
б) объяснить в доступной форме появление мер времени: год, месяц, неделя, сутки.
в) уточнить знания учащихся о соотношении единиц измерения времени (год, месяц, неделя, сутки). Продумайте необходимую наглядность.
3. С какими приборами для измерения времени знакомятся дети в 1-м классе? Во 2-м классе? В 3-м классе? В 4-м классе? Подумайте, как вы сообщите учащимся правила пользования ими. Составьте вариант беседы с учащимися об истории возникновения этих приборов. Продумайте необходимые наглядные пособия.
4. С какими новыми единицами измерения времени знакомят учащихся в 1, 2, 3, 4 классах? Какие дополнительные сведения о единицах измерения времени могут получить дети? Какими средствами наглядности можно воспользоваться при этом?
6. Какие практические упражнения использует учитель для формирования чувства времени у ребенка в 1-м классе? Во 2-м классе? В 3-м классе? В 4-м классе?
7. Подберите упражнения на преобразование величин, выраженных в различных единицах измерения времени. Приведите возможные рассуждения учащихся. На что нужно обратить внимание учащихся при рассмотрении арифметических действий с величинами, выраженными в единицах времени? Подберите интересный познавательный материал, который можно использовать для подобных заданий.
8. Составьте библиографию статей журнала «Начальная школа» по данной теме за последние 5 лет.
ВОПРОС
На какие знания детей может опираться учитель, формируя у них представления о времени как величине в 1-м классе? Приведите примеры заданий, которые можно использовать с этой целью. Какие пословицы, поговорки, сказки, стихи и т.д. можно использовать на уроках для этого?
Первые представления о времени, об измерении времени учащиеся получают еще до школы. Однако временная последовательность событий, понятие о продолжительности событий усваиваются детьми с трудом. Поэтому с первых дней обучения в школе необходимо приступить сравнению знакомых, часто встречающихся в практической деятельности учащихся, представление о времени.
Учитель опирается на знания детей о смене времён года, о смене дня и ночи, о днях недели, о годах и датах рождения, о часах и циферблатах(если таковые знания имеются), о временных отрезках и промежутках (сейчас, потом, тогда), о календаре и его строении.
Примеры заданий:
· работа с циферблатом, изучение единиц времени на примере циферблата часов;
· засечение определённого количества времени(минут, секунд), с помощью устного методичного подсчета секунд, и совпадение с часами,
· работа с календарём, называние дней недели;
· разработка режима дня;
· составление расписания звонков в школе.
Стихи:
Сутки Пробегут часы, минутки Соберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа, И стрелки творят чудеса. Стрелка первый круг проходит, — Полдень в гости к нам приходит, А она спешит опять Час за часом отмечать. Стрелка круг второй прошла, — В гости полночь к нам пришла, День прошел, прошла и ночь, — Убежали сутки прочь. | Часы Мы идём, тик-так, идём Стрелки крутим день за днём, Чтобы вы не опоздали, Чтобы раньше всех вставали! Прозвоним мы в нужный час - Позовём на завтрак вас! Мы идём, тик-так, идём, Но лентяев мы не ждём! Маленькая стрелочка по часам идет, Стрелочка большая, минутам счет ведет. Тонкая, секундная, быстренько бежит, В каждую минутку, попасть она спешит. Так, секундочки в минуту, а минуточки в часы, Сутками идут по кругу, у будильника усы. |
Время года Долго шла весна тайком От ветров и стужи, А сегодня — прямиком Шлёпает по лужам, Гонит талые снега С гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга Бархатом зелёным. «Скоро, скоро быть теплу!» — Эту новость первой Барабанит по стеклу Серой лапкою верба. |
ВОПРОС
Составьте беседу к уроку: «Меры времени» М3М ч.1 с.100.
Цель беседы:
а) разъяснить учащимся значение времени в жизни людей,
б) объяснить в доступной форме появление мер времени: год, месяц, неделя, сутки.
в) уточнить знания учащихся о соотношении единиц измерения времени (год, месяц, неделя, сутки). Продумайте необходимую наглядность.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваш настрой на урок?
Обучающиеся: Здравствуйте, прекрасно!
Учитель: Тогда, начнём урок, про «Меры времени».
Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять, ценить время.
Да, к сожалению, время нельзя возвратить, повторить. И если бесцельно проводить время, терять драгоценные минуты, может произойти история, как с героями Е. Шварца в «Сказке о потерянном времени».
Откройте учебник на странице 98, что же вы там видите? Моро 3 класс 1 часть.
Обучающиеся: Календарь
Учитель: Да, правильно. А вы знаете, что каждый календарь рассчитан на год?
Обучающиеся: ДАА!
Учитель: Молодцы. Год – это большой отрезок времени. А на что делят год?
Обучающиеся: На месяцы.
Учитель: Молодцы, в году всего 12 месяцев, давайте, проверим все ли вы знаете их, сможете их назвать?
Обучающиеся: (перечисляют)
Учитель: Так и есть, а вы знаете, что февраль единственный месяц где число дней = 28, но бывает каждые 4 года что в нем 29 дней, такой год называется високосным. Всего в году 365 дней, но в високосном 366. Теперь посмотрите, у него всего 4 столбца, эти столбцы обозначают недели. В каждой неделе 7 дней. Сможете их назвать?
Обучающиеся: (перечисляют)
Учитель: Правильно! А вы знаете, на что делят день?
Обучающиеся: На день и ночь.
Учитель: Конечно, но еще целый день, который вместе с ночью равен 24 часам. До 12 – это первая половина дня, после 12 – вторая, откройте и посмотрите на странице 100.
Давайте же повторим:
Год = 365 дней или 12 месяцев
Месяц = 28-31 день
Неделя = 7 суткам
Сутки = 24 часа
ВОПРОС
С какими приборами для измерения времени знакомятся дети в 1-м классе? Во 2-м классе? В 3-м классе? В 4-м классе? Подумайте, как вы сообщите учащимся правила пользования ими. Составьте вариант беседы с учащимися об истории возникновения этих приборов. Продумайте необходимые наглядные пособия.
Для начала, в 1 классе так же формируем представление о более мелкой единице измерения - о часе и учим определять время с точностью до 1 часа.
Далее, сами единицы времени начинают изучать во втором классе с таких величин, как час и минута. Учащиеся узнают соотношение 1ч = 60 мин.
В третьем классе уже изучаются секунды, сутки, неделя, месяц, год и их соотношения: 1мин = 60с, 1 сут = 24 ч, 1 неделя = 7 суткам, 1 год = 365 (366) суткам.
1) в сутках: 48 ч, 96 ч;
2) в часах: 120 мин.
3) в одной минуте 60 секунд
Секундомер—прибор, способный измерять интервалы времени с точностью до долей секунды.
Сначала появилась возможность находить время с точностью до минуты, с появлением секундной стрелки — до секунды. Но всё равно таким часам было далеко до настоящего секундомера. Их, к примеру, нельзя было остановить и запустить в произвольный момент. И точность измерений была далека от идеала.
Песо́чные часы́ — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух прозрачных сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
Одним из первых упоминаний о таких часах является обнаруженное в Париже сообщение, в котором содержится указание по приготовлению тонкого песка из порошка чёрного мрамора, прокипячённого в вине и высушенного на солнце. Также использовались в Византийской империи в X веках.
.
Давайте поговорим о тех часах, у которых на циферблате две стрелки (показываю циферблат часов).
Учитель: Отсчёт времени начинается ночью, когда вы уже спите. Обе стрелки тогда стоят на цифре 12, но запомните, что в этом случаи они обозначают ноль часов. Трудно даже увидеть, что это две стрелки, потому что короткая закрыта длинной.
Ребята, на часах две стрелки: одна длинная она называется минутная, а короткая - часовая.
Механические часы – это прибор где время измеряется благодаря колебаниям маятника. Имя изобретателя этого чуда, до сих пор остаётся неизвестным. Первые часы использовали в Европе в начале 13-14 веков. Это были огромные башенные часы, которые имели большие размеры и вес, поэтому время на таком приборе показывалось с большой погрешностью. Изобретатели с каждым разом улучшали механизм часов, заменяли различные детали и добавляли новые.
ВОПРОС
С какими новыми единицами измерения времени знакомят учащихся в 1, 2, 3, 4 классах? Какие дополнительные сведения о единицах измерения времени могут получить дети? Какими средствами наглядности можно воспользоваться при этом?
Знакомят учащих и дают такие сведения о единицах измерениях времени, как:
В первом классе в практической деятельности режим дня,введение календаря природы, запись даты. Знакомят с названиямидней недели, их последовательностью, названием месяцев.
Далее с часом и минутой (2 класс). Знакомят через практическую деятельность. Дети должныощутить продолжительность часа.
Час – это урок и перемена.
Минута – посчитать до 60 или за 1 минуту решить примеры.
Также с соотношением:
1 час = 60 минут
1 ч = 60 мин
С измерительным прибором – часами, его устройством, приносим модель (модель у учителя и учеников).
Сутка – это то, что отделяет один приход в школу от другого.
В сутках 24 часа.Сутки раскрываем через знакомые детям понятия: утро, день,
вечер, ночь.
Используя табель - календарь, знакомим с годом, с названиеммесяцев, их последовательностью, количеством дней в каждоммесяце.
Узнают, что в году 365 дней или 366.
336 – високосный год.
Год – это единица, взятая из природы.
Полный оборот Земли вокруг солнца - год.Сутки взяты из природы. Один полный оборот Земли вокруг своей оси. Показывают различные табели, календари.
4 класс
Повторение материала, изученного в 3 классе. Римскоеобозначение месяцев. Обращаем внимание на периоды: зима,осень, лето.
Знакомят ещё с 24 - м часовым измерением времени.
Для точного измерения используемсекундомер.
«Раз и» – это 1 секунда.
В 1 минуте 60 секунд.
За 1 секунду можно сделать 1 - 2 шага
Средства наглядности:
ВОПРОС
Какие практические упражнения использует учитель для формирования чувства времени у ребенка в 1-м классе? Во 2-м классе? В 3-м классе? В 4-м классе?
Из учебников математике можно использовать практические упражнения для формирования чувства времени у ребёнка, такие:
А) Моро М.И. 2 класс 1 часть страница 31
3 класс 1 часть страница 98-100
Б) Чекин А.Л. 2 класс 2 часть страница 109-113
4 класс 1 часть страница 77, 78
В) Истомина Н.Б. 2 класс 2 часть страница 92,93 |
Г) Петерсон Л.Г. 3 класс 2 часть страница 59-61
ВОПРОС
Подберите упражнения на преобразование величин, выраженных в различных единицах измерения времени. Приведите возможные рассуждения учащихся. На что нужно обратить внимание учащихся при рассмотрении арифметических действий с величинами, выраженными в единицах времени? Подберите интересный познавательный материал, который можно использовать для подобных заданий.
Упражнения на преобразование величин, выраженных в различных единицах измерения времени:
Из учебника по математике Петерсон Л.Г.
Учащихся знакомя с единицей измерения времени – минутой, можно предложить ряд практических упражнений, например:
1. Вспомните, кто и сколько слов прочитал в минуту.
2. Количество решенных вычислительных примеров за промежуток времени, равный одной минуте.
Провести беседу «Дорогая минута», «Минута это много или мало?», где обращается внимание на то, сколько можно сделать за одну минуту, в том числе на производстве.
Учащиеся должны научиться определять по часам время с точностью до минуты, используя при этом общепринятые выражения: «Сейчас 24 минуты второго», «Без пяти минут два», «Сейчас без четверти пять», «Сейчас половина шестого» и т.д.
Дети должны использовать табель-календарь, усвоить последовательность дней недели, месяцев в году.
Выписывая названия месяцев по порядку, дети должны запоминать количество дней в каждом из них. Самый короткий месяц – февраль. Они должны уметь определять порядковый номер месяца, на какие дни недели приходятся определенные числа (в какой день недели будет праздник 8 марта). Их нужно научить решать задачи на нахождение продолжительности события в пределах одного года.
Представление о том или ином промежутке времени может быть дано лишь на основе сравнения с каким-либо хорошо известным детям промежутком, например, продолжительностью урока и перемены.
Временные представления детей обобщаются, расширяются, сообщаются новые сведения и вводятся два понятия «секунда» и «век».
Постепенно знания о системе единиц времени расширяются. Учащиеся узнают на уроках природоведения, что сутки – время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси, год – время, в течение которого Земля делает оборот вокруг Солнца.
Позже рассматриваются простейшие случаи сложения и вычитания величин, выраженных в единицах времени.
Чтобы избегать ошибок в вычислениях, необходимо сопоставлять решения:
_25мин 46с _ 25м 46см
12 мин 49с 12 м 49 см
Вывод. Формируя временные представления, учащиеся к концу обучения в начальной школе должны уметь:
- правильно пользоваться моделями часов и календарем;
- знать таблицу мер времени;
- выражать крупные меры времени мелкими мерами и наоборот;
Выполнять действия сложения и вычитания с числами, выраженными в различных единицах времени.
Текстовые задачи на время
Ознакомившись с продолжительностью суток, школьники должны научиться выражать отрезок времени, отмеченный датами в сутках и в часах.
«От Москвы до Смоленска поезд идет 8 ч, из Москвы поезд вышел в 22 часа. Когда он прибудет в Смоленск».
Решение:
1. До конца суток от 22 часов пройдет 24 – 22 = 2 (ч)
2. На вторые сутки поезд будет идти 8 – 2 = 6 (ч)
Ответ: в 6 ч утра следующего дня поезд прибудет в Смоленск.
Полезно предложить школьникам составить две обратные задачи и решить их.
За этими задачами следует решать задачи на определение начала, а потом на определение конца события в пределах года, используя при подсчете табель - календарь.
Например: «По народным приметам озимые 2 недели цветут, 2 недели наливают зерно и 2 недели созревают. Когда можно начать уборку урожая озимой ржи, если она зацвела 13 июня?».
Решение:
1) От цветения до спелости ржи пройдет 2 + 2 + 2 = 6(недель), или 6 · 7 = 42 (дня).
2) В июле пройдет 30 – 13 = 17 (дней).
3) В июле на налив и созревание зерен нужно 42 – 17 = 25 (дней).
Ответ: 25 июля можно убирать урожай.