(кафедра философии естественных факультетов философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)
Аннотация: Курс посвящен центральной проблеме философии- проблеме человека. Взят как философский, так и историко-теоретический ракурс проблемы личности (ХIХ-ХХIвв.), ее духовной сущности. Рассмотрена эволюция взглядов на проблему «души» от начала формирования психологической науки и до взаимодействия наук о человеке в ХХI веке. Обоснована необходимость взаимодействия философии, науки, религии и всей культурной сферы в решении важных вопросов современности, которые несут в себе гуманитарный аспект. Особая роль в курсе уделена педагогическим проблемам, воспитательному компоненту русской литературы и религиозной философии, зарубежной психологии.
Программа общеуниверситетского курса:
Проблемы «Философии человека» в ХIХ-ХХI веке: Ницше, Достоевский, русская литература ХIХ века о человеке, психоанализ и философская психология, экзистенциализм атеистический и религиозный, аналитическая философия о человеке, современные подходы к проблеме человека»
1. Ф.Ницше и его неоромантическое понимание сущности человека, его предназначения и роли в истории. Пророческие, «несвоевременные» взгляды об историческом развитии личности в ХХ веке. Его проект «сверхчеловека». Пересмотр традиционных ценностей, нигилизм как реакция на кризисные тенденции культуры и наступление «массового человека» в конце ХIХ. Ф.Ницше как предшественник атеистического экзистенциализма ХХ века. Осмысление процессов дегуманизации культуры и искусства, наступления «массовой культуры» у Хосе Ортега- и- Гассета.
Литература:
Ницше Ф. Сочинения в 2х томах. М., 1990. Т.2 «Так говорил Заратустра», «ECCE HOMO. Как становятся собою».
Ницше Ф. Странник и его тень. М.,1994. С.270-399
Ортега- и- Гассет Х. Эстетика. Философия культуры М.1991. Статья «Восстание масс».
Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991 // Ортега- и- Гассет Х. «Дегуманизация искусства». С.230-264.
2. Религиозная концепция личности Достоевского. Влияния Н.Ф.Федорова, Тихона Задонского на мировоззрение Ф.М.Достоевского. Ф.М.Достоевский как «апостол человечности» (С.Франк). Глубины, противоречия человеческой души как основная интенция и вектор его творчества. Решение проблем добра и зла в человеческой природе; свобода человека как самоволие, произвол или как выбор божественной истины. Ответственность «каждого за всех» - проблема всеобщей «родственности» людей. Анализ Н.А.Бердяевым творчества Достоевского.
Литература:
Достоевский Ф.М. «Записки из «мертвого дома», основные произведения.
Селезнев Ю.И. «В мире Достоевского» М., 1980.
Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.,1996. (статьи: «Вера Достоевского», «Апостол человечности», «Достоевский и кризис гуманизма», «Легенда о Великом инквизиторе»)
Н.А.Бердяев Философия творчества, культуры и искусства. М.,1994 Т.2, с.7-186 (статьи: «Миросозерцание Достоевского», «Откровение о человеке в творчестве Достоевского», «Ставрогин»).
Федоров Н.Ф. Сочинения. М.,1982.
3. Рождение психологии как науки о душевно-духовном комплексе. Попытки изучения психики Месмером. Новации в лечение душевных расстройств (ХVIII-ХIХ век). Появление первых научных методов в исследовании сферы душевной жизни в ХIХ-ХХ в. Шарко, Блейер как учителя Фрейда. Особенности предмета и метода в психоанализе. Проблема культурных (сверх-Я) и биологических (либидо) составляющих в структуре личности. Учение о структуре личности и особенной роли бессознательного в теории психоанализа З.Фрейда.
Литература:
Цвейг С. Врачевание и психика. Месмер, М.Беккер-Эдди, Фрейд. М. 1992. (см. также предисловие В.М.Лейбина)
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. (см. также послесловие М.Г.Ярошевского)
Зотов А.Ф. Современная западная философия. Психоанализ и его философские контексты. М. 2001. С. 291-308
4. Пересмотр концепции психоанализа Фрейда «аналитической психологией» К.Г.Юнга: концепция коллективного бессознательного и значение культурных кодов. Понятие «архетипов» как необходимых формирующих структур личностного сознания, как основы связи и единства личности и культуры. Проблема взаимосвязи личностной психической реальности и сверхличного, коллективного в произведении искусства. Присутствие мифологических структур (роль понятия первопереживания) в искусстве как всеобщих, духовных кодов. Критика Юнгом рассуждений Фрейда о произведениях искусства, религиозных максимах как продуктах вытеснения (сублимации) личностных комплексов автора-творца. Понимание творческой личности как посредника между всеобщим духовным опытом и конкретно-исторической психологической реальностью в создании бессмертных произведений. «Творчество вырастает из бессознательных бездн»… Психологическая функция искусства по Юнгу. Исследование первобытного сознания.
Литература:
Юнг К.Г. Психология бессознательного М.,1994
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.,1993. С.11-111.
Юнг К.Г. К пониманию психологии архетипа младенца. Введение.//Cб.Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991. С.119-124
Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. Введение.//Cб.Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991. С.111-118
5. Расширение психоаналитической концепции в связи с проблемой нового понимания личности. Попытка создания интегративной парадигмы в психологии А.Адлером. Его теория «сверхцелей» как доминант в развитии личности и разработка педагогических и семейно-психологических проблем. Социально-исторический подход в психоанализе А.Брилла, Э.Фромма. Проблемы создания философской психологии. Популяризация философско-психологических взглядов у Э.Берна.
Литература:
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии М.1995
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/ Д. 1998
Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. Екатеринбург.,1998
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990
Фромм Э. Иметь или быть.
Берн Э. Психоанализ и психотерапия для несведущих. М. 2000.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 1998.
6. Экзистенциализм ХХ века. Хайдеггер как создатель «новой онтологии» (учение о человеке как БЫТИИ и его модусах). Своеобразие его экзистенциализма. Атеистический экзистенциализм А.Камю и Ж.Сартра: пессимизм «бунтующего человека», свобода как «свобода вопреки», абсурд как неизбежность и судьба. Рациональные выходы в ситуации абсурда. Гуманистические идеалы в экзистенциализме.
Литература:
Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993 (см. также: вступительная статья В.В.Бибихина).
Зотов А.Ф. Современная западная философия. (главы: «Хайдеггер», «Сартр»)
Камю А. Бунтующий человек. М. 1990. (см. также «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде», предисловие А.Руткевича).
Камю А. Посторонний (повесть).
Сартр Ж-П. Тошнота. Избранные произведения. (статья «Экзистенциализм – это гуманизм») М.1994.
7. Русская религиозная философия ХХв. о проблемах личности. Религиозный экзистенциализм Н.Бердяева, Л.Шестова. Бердяев о свободе как сущностном определении личности. Творчество как способ бытия человека и преодоление отчуждения. Интерпретация творчества Ф.М. Достоевского. Л.Шестов о жизни человека в условиях неизвестности и в пограничных ситуациях. Трактовка Л.Шестовым философии раннего экзистенциалиста - С.Кьеркегора. Сравнение Л. Шестовым Достоевского и Ницше.
Литература:
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.
Бердяев Н.А. Самосознание.
Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.1994.
Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т.2 М. 1993. На весах Иова. Ч.1 «Откровения смерти».
Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. Глас вопиющего в пустыне. М. 1992.
Шестов Л. Избранные сочинения. М.1993. Достоевский и Ницше. С.39-159.
8. Религиозная философия человека С.Л.Франка. Трактовка Франком (в начале творческого пути) философии Ф.Ницше как этики «активного героизма». Онтологическая проблема «духовной реальности» и ее познания. Идея «Богочеловечности» в трактовке Франка. Критика безрелигиозного гуманизма и экзистенциализма. Решение Франком проблемы греха и свободы. Духовная реальность как сущность и основа жизни человека у Франка. Трагизм бытия человека в мире и возможность достижения гармонии. Смысл жизни в понимании Франка.
Литература:
Франк С.Л. Сочинения. М., 1990 (книга «Непостижимое»)
Франк С.Л. Духовные основы общества. М. ст. «Смысл жизни».
Франк С.Л. Реальность и человек (любое издание).
9. Некоторые современные подходы к решению психологических и социальных проблем личности. Деятельностный, коммуникационный, герменевтический, лингвистический подходы в решении проблем личности (Л.Витгенштейн, М.Бахтин, Э.Ильенков, Л.Выгодский, Ж.Пиаже, Ю.Хабермас, Г.Гадамер, П.Рикер). Русские ученые Н.П.Бехтерева, Б.Раушенбах о возможном синтезе научных подходов и религиозных положений в традиции Н.Федорова. Диалогическая и полилогическая природа человека. Открытая рациональность как способ самосозидания человека. Концепция личности у М.Мамардашвили. Эпистемологические и общеметодологические подходы к проблеме человека в работах В.А.Лекторского.
Литература:
Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002
Работы Э.Ильенкова, Л.Выгодского, Л.Витгенштейна, Ж.Пиаже, Ю.Хабермаса в хрестоматии Философия науки. Под ред. Аверюшкина. М. 2005.
Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни (любое издание).
Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. М.,2009
Бахтин М.М. Поэтика Достоевского (любое издание).
Раушенбах Б.В. О логике триединости //Вопросы философии. №11. 1990 с. 166-169
Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. (здесь же: приложение «…Предстоя Святей Троице»)
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.,2001. (Часть 1: Знание, человек, коммуникация.)
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М. 2006 (Главы 6,7)
Антропологические конфигурации современной философии.// Материалы научной конференции 3-4 декабря 2004г. М., 2004 под ред. В.В.Миронова.
Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен.СПб.,2000.
Вопросы к зачету:
1.Как Ницше рассматривает проблему «нигилизма»?
2. Почему Ницше считал свои взгляды «несвоевременными»?
3. В чем сходство и различие взглядов на проблему человека у Ницше и Достоевского?
4. В каких проявлениях видели кризис культуры конца ХIХ начала ХХ века Ницше, Достоевский и Хосе Ортега-и-Гассет?
5. Каковы черты «массового человека» в работе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»?
6. Как повлияли события личной жизни и судьбы на мировоззрение Ф.М.Достоевского?
7. Почему Достоевский в центр своего творчества ставит вопрос о человеке?
8. В чем Достоевский видит смысл человеческого существования?(на примерах из романов)
9. В чем состоит религиозная позиция Достоевского по отношению к миру, людям, самому себе?
10.Как начали формироваться научные воззрения на природу человека, когда?
11. Природно-биологическое, психологическое и духовное в человеке?
12. Особенности методов терапии душевных расстройств в ХIХ веке?
13. В чем новаторство и теоретическая глубина воззрений З.Фрейда?
14. Каковы методы лечения душевных расстройств в школе Фрейда?
15. Какой вклад внесли последователи и ученики Фрейда (Юнг, Адлер) в разработку учения о душе человека?
16. Каковы основные положения педагогической концепции Адлера?
17. В чем смысл понятия «коллективное бессознательное» Юнга?
18. Какие социально-психологические проблемы выделяет Фромм после второй мировой войны?
19. В чем основные черты течения «экзистенциализма»? (назовите его представителей)
20. Раскройте понятие Хайдеггера «DaSein»; какие понятия использует философ для прояснения своей основной идеи?
21. В чем смысл позиции Камю о человеке как «бунтующем человеке», «постороннем»?
22. Есть ли оптимистические убеждения в гуманистической концепции Сартра?
23. В чем отличие русского религиозного экзистенциализма от западного атеистического?
24. Почему понятия «свобода» и «творчество» являются определяющими сущность человека у Бердяева?
25. Проблемы творчества и отчуждения человека в философии ХХ века.
26.На каких основаниях критикует С.Л.Франк безрелигиозный гуманизм?
27. В чем видит Франк смысл жизни человека?
28.Каковы пути решения современных проблем сознания, личности.
29.Мноогообразие подходов к проблеме человека и их эвристичность.
30. Вклад научных исследований в решение философских проблем.
31. Религия и культура о человеческой сущности. Духовные основы человеческого общежития.
32. Социально-психологические подходы. Коммуникация и диалог как основные формирующие факторы социальности.
*сокращенная программа университетского курса размещена на сайте кафедры философии естественных ф-тов философского факультета МГУ. Раздел «спецкурсы кафедры».