Практическая работа № 3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ




Практическая работа № 3

Тема: Исследование помехоустойчивости оператора при переработке

оперативной информации

Цель работы:

1. Овладеть методами исследования и оценки тестовых

испытаний позволяющих определить помехоустойчивость

оператора при воздействии различных видов помех

2. Провести экспериментальное определение помехоустойчивости оператора на рабочем месте

 

Основные теоретические сведения

 

Профессиональный отбор представляет собой специально организованное исследование, основанное на четких качественных и количественных оценках с помощью ранжированных шкал, позволяющих не только выявить, но и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность человека к данной профессии.

Профессиональный отбор имеет особое значение в случае с трудными и опасными профессиями, когда существует угроза для жизни и здоровья человека, когда рабочее место находится в экстремальных условиях (например, работа под водой или землей) или работа человека связана с исключительным характером деятельности, связанной с данной профессией (например, необходимость владеть оружием, работать с приспособлениями, которые требуют особенных психофизических качеств).

По своим психофизиологическим свойствам люди различаются и эти различия необходимо учитывать

Уровень автоматизации современного производства обуславливает возникновение профессий, при которых эффективность целенаправленной деятельности во многом определяется скоростью реагирования на производственные сигналы, способностью к быстрой и качественной переработке различных объемов информации.

В формировании быстрого действия основная роль принадлежит оперативной и кратковременной памяти, переключаемости, объему и концентрации внимания, в связи с чем возникает необходимость разработать систему тестов, позволяющих получить количественную оценку перечисленных психофизических процессов.

Наиболее совершенной для настоящего исследования является методика эксперимента тахистоскопом. Однако, учитывая, что его может не оказаться в лаборатории, можно использовать таблицы Платонова. По времени, растраченному на выполнение задания, судят о скорости переключения внимания.

Д.Ф.Гарбов предложил сделать таблицы черно-красными. При этом испытуемые должны отыскать черные цифры в нисходящем, а красные – в восходящем порядке, называя их попарно. Этот метод использован при создании специального аппаратного устройства – тахистоскопа, позволяющего высвечивать на табло цифровые обозначения или черно-красные таблицы. При появлении очередной таблицы испытуемый должен отыскать нужную пару цифр. Время поиска и сообщения фиксируется регистрирующими устройствами (магнитофон, счетчик времени).

Существует метод, при котором испытуемый, отыскав нужные цифры на металлической таблице, прикасается к ним металлическим пером, в результате чего возникает отметка на движущихся лентах самописца.

Перечисленные методы исследования переключения внимания с помощью тахистоскопа позволяют получить данные в графическом изображении, что в значительной мере повышает достоверность полученных результатов.

 

При исследовании применяются приборы и материалы:

1. Магнитофон.

2. Секундомер.

3. Черно-красные таблицы Платонова.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Студентам раздают черно-красные таблицы Платонова, на которых, кроме цифр, нанесены координаты обозначения (по принципу шахматной доски), Для получения достоверных данных необходимо, чтобы расположение цифр на таблицах не было одинаковым, что исключает возможность взаимопомощи и коллективной работы над таблицей.

До начала работы ознакомление с таблицей не разрешается.

По сигналу преподавателя студенты должны начать проработку таблицы в следующем порядке: не записывая значения отыскиваемых цифр, необходимо записать их координаты последовательно чередуя черные и красные цифры. При этом черные цифры записываются в возрастающем порядке (от 1 до 25), а красные в убывающем (от 24 до 1).

Например, черные e2 (1), b5(2), красные f1(24), с3(23) и так далее (цифры взятые в скобки, в протоколе не пишутся, только запоминаются студентами. Время работы с таблицей учитывается по секундомеру.

После окончания работы проводится проверка, во время которой по записанным координатам определяется значение цифр.

 

Оценка полученных данных проводится в следующем порядке:

1. Определяется время проработки и число допущенных ошибок для каждого испытуемого.

2. Проводится подсчет среднего времени для группы t ср., в качестве t ср. может быть взято условное время, заданное системой.

3. Определяется коэффициент эффективности работы для каждого испытуемого по формуле:

где n – число экспериментов,

g – число правильных ответов,

gi - число ошибок

ti – время работы с таблицей (индивидуальное),

tcр – среднее групповое время (или заданное системой).

Сопоставляя полученные данные у разных испытуемых и зная требования системы, можно определить индивидуальные возможности оператора и степень его пригодности для работы в системах различного типа.

 

               
               
               
               
               
               
               
  a b c d e f g
               
               
               
               
               
               
               
  a b c d e f g

 

ЧерныеКрасныеЧерные Красные

от 1 до 25 от 24 до 1 от 1 до 25 от 24 до 1

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

______ ______ ______ ______

 

ВЫВОД:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

1. Что такое психология безопасности деятельности?

2. Что такое психические состояния. Какова их роль в деятельности человека?

3. Что такое психические процессы. Какова их роль в деятельности человека?

4. Перечислите психологические причины создания опасных ситуаций.

5. Перечислите психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы.

6. Перечислите психологические причины совершения ошибок.

7. Что понимается под ошибочными действиями человека?

8. Задача профессионального отбора.

9. Перечислить методы профессионального отбора.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: