Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Чагодская детская школа искусств»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
краткосрочная программа художественной направленности
«Русские народные музыкальные инструменты»
Составитель:
Климова Е.В.
п. Чагода 2020
Рассмотрено на Методическом совете
от «20 » мая 2020 года
Протокол заседания № _________
Принято Педагогическим советом
от «20» мая 2020 года
Протокол заседания № 9
Настоящая программа разработана преподавателем МБУДО «Чагодская ДШИ» Климовой
Еленой Васильевной в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.12
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.4.3172-14, приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013
№ 191-01-39/06-ГИ
Рецензент:
Преподаватель высшей квалификационной категории МБУДО Походалова Н.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Программа «Русские неродные музыкальный инструменты» по содержанию является художественной, общекультурной, музыкально-эстетической направленности.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся и ориентирована на:
- развитие художественных способностей детей;
- формирование потребности общения с явлениями музыкального искусства;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что востребована со стороны родителей обучающихся. В период летних каникул у детей больше свободного времени на то, чтобы узнать новое, уделить внимание развитию своих творческих способностей, приобщиться к новым культурным ценностям.
Новизна программы
Программа реализуется в период летних каникул, является краткосрочной и носит ознакомительный характер. В образовательном процессе особенно активно используются возможности информационных технологий. В процессе обучения используются видеозаписи, которые помогают учащимся с интересом осваивать изучаемый материал. Темы занятий разнообразны, включают в себя знакомство с различными русскими народными инструментами, предлагается прослушать видео записи в исполнении различных инструментов, которые содержат произведения зарубежных, русских и отечественных композиторов.
Цели программ
- организация занятости и досуга детей;
- расширение музыкального кругозора учащихся.
Задачи программы
- воспитание эстетического вкуса;
- развитие интереса к миру музыки;
- развитие ассоциативно-образного мышления и воображения;
- формирование навыков слушания музыки
- накопление слухового опыта;
Методы обучения
- репродуктивный (воспроизводящий)
- иллюстративный (демонстрация наглядного материала)
Педагогическая целесообразность
Данная программа призвана, чтобы обогащать опыт эмоционального отношения учащихся
к музыке. В увлекательной форме помогает детям усваивать музыкальные произведения.
Режим занятий
Занятия проводятся ежедневно в течение 2-х недель: понедельник – суббота
Начало занятий – 12.00 час
Продолжительность – 1 час, всего – 12 часов.
Возраст учащихся
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 10-17 лет.
Форма обучения – дистанционная. Набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений.
Условия реализации программы
Минимально необходимыми условиями для реализации программы «Русские неродные музыкальный инструменты» являются:
- хорошо освещенный кабинет или комната;
- организация рабочего места учащегося – стол, стул;
- наличие технических средств – компьютер, телефон с доступом в Интернет.
11. Учебно – тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебного времени
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Знакомство с русскими народными инструментами | |
2. | История домры | |
3. | Домристы Махан и Цыганков | |
4. | История балалайки | |
5. | Балалаечники Горбачев и Архиповский | |
6. | История развития баяна | |
7. | Баянисты Гридин и Пономаренко | |
8. | История аккордеона | |
9. | Аккордеонисты Дранга и Ковтун | |
10. | Знакомство с оркестром русских народных инструментов | |
11. | История ОРНИ | |
12. | Заключительное занятие, ответы на вопросы | |
Всего часов: |
Формы и виды контроля
Формой контроля на занятиях являются свои работы, организация просмотра практического
задания, что дает возможность детям заново увидеть и оценить радость успеха. Обсуждение и исправление ошибок активизирует внимание учащихся. В конце освоения программы проводится заключительное занятие (вопросник).
Список использованной литературы
1. Коган Г. «О работе музыканта-педагога» Сб.: Вопросы музыкальной педагогики, №1. – М. 1979.
2. Лысенко Н.«Методика обучения игре на домре», Киев, 1990г.
3. Нейгауз Г. Г. «Искусство фортепианной игры» – М. Музыка, 1980.
4. Рябов В. «Формирование основ двигательной техники.»
8. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М. 1986.
9. Шитенков И.«Специфика звукоизвлечение на домре», Ленинград, 1975 г.
10. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. 1978.
11. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. – М. 1964.