Координация руки и глаза




Помощь ребенку, имеющего синдром аутизма

Подход

Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH Э.Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс)

Программа поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) разработана специально для детей с данными нарушениями, и представляет собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития.

Цели программы: формирование и развитие у детей с нарушениями развития (в т.ч. и для детей, страдающих аутизмом) навыков и умений по следующим сферам:
Имитация
Восприятие
Крупная моторика
Мелкая моторика
Координация руки и глаза
Познавательная деятельность
Речь
Самообслуживание
Социальные отношения.

Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии 3-м уровням развития. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет; второй уровень - от 2-х до 4-х лет, третий - от 4-х до 6-ти лет (диагностика проводится по Профилю психологического развития (PEP, Э.Шоплер, Р.Рейчл)).
В сборнике упражнений задания расположены в соответствии с усложнением, повышением требований к возможностям ребенка, что позволяет проводить поэтапное обучение по принципу «от простого к сложному».
Упражнения подобраны таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).
Необходимы для выполнения упражнений материалы - это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть дома и в школе. Благодаря такому подбору материала достигаются сразу две цели: 1) переноса приобретенных умений в новое место (из школы в дом и наоборот); 2) низкая стоимость применяемого материала.
В качестве методических рекомендаций следует:
1. Хвалите ребенка за сотрудничество и внимание, даже если полностью выполнить задание ему не удалось.
2. В качестве подсказки может быть использована демонстрация (показ жестами).
3. Следите, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума (отслеживание мешающих факторов).
4. Помните о том, что детям с синдромом детского аутизма свойственная эмоциональная лабильность, неустойчивость. Неадекватное поведение может означать переутомление или замешательство, в связи с чем, следует быть гибкими, уметь облегчить задание.

Функциональные сферы:

1. Имитация
Внимание сосредоточено на упражнениях, с помощью которых должны создаваться те способности к имитации, которые приобретаются в норме в первые годы жизни и особенно необходимы для овладения речью. У детей, которые еще не овладели речью, как правило, плохие имитационные способности.

I уровень
1-1-1-1 Подражание ритмическому постукиванию ложкой
1-1-1-2 Подражание ряду односложных звуков
1-1-1-3 Целенаправленное повторение звуков во время подвижной игры
1-1-1-4 Подражание движениям, с помощью которых вызываются звуки
1-1-1-5 Подражая, касаться частей тела
1-1-1-6 Подражая, хлопать в ладоши
1-1-1-7 Подражать простым движениям рук без поддержки
1-1-1-8 Подражая, управлять предметами, которые вызывают шум
1-1-1-9 Имитация движений губ
1-1-1-10 Рисовать, подражая
1-1-1-11 Подражать движениям по уходу за телом
1-1-1-12 Подражать действиям с предметами, которые известны ребенку
1-1-1-13 Подражать голосом шуму предметов
1-1-1-14 Начертить три горизонтальные линии

II уровень
1-1-2-1 Подражать обычным движениям рук, которые выполняют повторяющиеся действия
1-1-2-2 Подражать действиям с использованием пластилина
1-1-2-3 Последовательно подражать действиям, при которых одновременно касаться двух различных частей тела
1-1-2-4 Подражать движениям нижней челюсти и языка
1-1-2-5 Имитировать различные действия с предметами домашнего обихода
1-1-2-6 Подражать игре в куклы
1-1-2-7 Подражать голосам животных
1-1-2-8 Игра с пением и движениями рук
1-1-2-9 Делать простые фигурки из пластилина

III уровень
1-1-3-1 Подражать походке животных
1-1-3-2 Подражать различным положениям тела
1-1-3-3 Последовательно подражать двум простым действиям
1-1-3-4 Имитировать силу звука и изменения темпа

Восприятие

Здесь включены упражнения, в которых, в первую очередь, обращается внимание на аудиовизуальное восприятие, и которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми разных уровней развития.

I уровень
1-2-1-1 Найти игрушку, спрятанную под платком
1-2-1-2 Следить взглядом за движениями
1-2-1-3 Поднять упавший предмет.
1-2-1-4 Найти кусочек пищи под бокалом
1-2-1-5 Реагировать на шум сигнала
1-2-1-6 Различать акустические сигналы
1-2-1-7 Приносить определённые предметы
1-2-1-8 Прятать предметы
1-2-1-9 Класть кубик на отмеченное место

II уровень
1-2-2-1 Соотносить фигуры
1-2-2-2 Различать источники шума
1-2-2-3 Коробка с формами
1-2-2-4 Строить по образцам из кубиков
1-2-2-5 Соотносить формы
1-2-2-6 Соотносить фигуры по форме и величине
1-2-2-7 Игра-головоломка - 1
1-2-2-8 Игра-головоломка - 2
1-2-2-9 Различать цвет
1-2-2-10 Соотносить цвета
1-2-2-11 Распознавать и воспроизводить последовательность шумов

III уровень
1-2-3-1 Игра в домино
1-2-3-2 Последовательно разложить фигуры
1-2-3-3 Читать отдельные слова

Крупная моторика

Цели данного раздела:
Достичь более сознательного восприятия собственного тела и отношения к окружению;
Развитие произвольного контроля и регуляции за собственными движениями и поведением в целом;
Создать моторные предпосылки для развития навыков по другим функциональным сферам.
Нижеследующие упражнения по развитию крупной моторики направлены в первую очередь на преодоления нарушения тонуса, плохой контроль за равновесием тела, скоростью и силой перемещений; общую неловкость, трудности организации движений.

I уровень
1-3-1-1 Хлопать в ладони
1-3-1-2 Сесть без помощи
1-3-1-3 Брать предмет
1-3-1-4 Играть в мяч с другим лицом
1-3-1-5 Влезать и перелезать через простые препятствия
1-3-1-6 Обежать простое препятствие
1-3-1-7 Поднять игрушку
1-3-1-8 Носить предметы
1-3-1-9 Подняться по лестнице
1-3-1-10 Поймать катящийся мяч и покатить без помощи назад
1-3-1-11 Покатить мяч к стене и поймать его без помощи
1-3-1-12 Бежать без поддержки
1-3-1-13 Идти в сторону и назад, сохраняя равновесие
1-3-1-14 Коснуться кончиков пальцев на ногах
1-3-1-15 Открывать ящики и двери шкафов

II уровень
1-3-2-1 Стоять на одной ноге
1-3-2-2 Толкнуть большой мяч ногой другому лицу
1-3-2-3 Стоять на цыпочках
1-3-2-4 Подпрыгнуть 10 раз и коснуться предмета, свисающего с потолка
1-3-2-5 Игра в кегли
1-3-2-6 Бросать мешочки с фасолью
1-3-2-7 Подъем по лестнице переменным шагом
1-3-2-8 Бег с препятствиями

III уровень
1-3-3-1 Бросить мяч через спину
1-3-3-2 Бросит мяч так, чтобы он высоко подпрыгнул
1-3-3-3 Кувыркаться
1-3-3-4 Слоновая походка
1-3-3-5 Бег с картофелиной
1-3-3-6 Балансирование на балке-1
1-3-3-7 Бег со сложными препятствиями
1-3-3-8 Ударить битой по предмету, подвешенному на уровне плеч
1-3-3-9 Пробежать, изображая тачку
1-3-3-10 Тянуть тяжелый предмет
1-3-3-11 Перетягивание каната
1-3-3-12 Прыжки «Петрушки»
1-3-3-13 Прыжки со скалкой
1-3-3-14 Игра в «Классики»
1-3-3-15 Балансировать на балке -2

Мелкая моторика

Развитию мелкой моторики способствуют, прежде всего, упражнения, побуждающие к целенаправленному использованию рук и пальцев. Т.к. различные функциональные зоны находятся во взаимодействии, то и упражнения этой главы ставят требования к другим функциям: к готовности имитировать, воспринимать, владеть телом, а особенно к координации руки и глаза.
Представленные здесь упражнения соответствуют следующим целям:
- контроль и регуляция за движениями рук и пальцев.
- самостоятельный захват (хватание рукой);
- целенаправленное оперирование предметами;
- координированное использование рук.

I уровень
1-4-1-1 Держать ложку
1-4-1-2 Взять три предмета из закрытого ящика
1-4-1-3 Брать маленькие предметы
1-4-1-4 Отрывать от пластилина маленькие кусочки
1-4-1-5 Набирать ложкой сахар
1-4-1-6 Поднять 10 монет и бросить их в коробку
1-4-1-7 Открывать различные емкости
1-4-1-8 Давать и брать
1-4-1-9 Нажимать кнопки
1-4-1-10 Снять с предмета носок, натянутый на него
1-4-1-11 Сложить в 2 раза лист бумаги
1-4-1-12 Писать каракули

II уровень
1-4-2-1 Открывать банку с мыльными пузырями
1-4-2-2 Отвинтить крышку с банки
1-4-2-3 Выполнять простые движения пальцами
1-4-2-4 Тянуть за веревочку
1-4-2-5 5 раз сжать рукой губку и мягкий резиновый мяч
1-4-2-6 Закрепить 6 прищепок на краю коробки
1-4-2-7 Ощупывать предметы
1-4-2-8 Сложить бумажную игрушку
1-4-2-9 Отрезать кусочки от полоски бумаги

III уровень
1-4-3-1 Завинтить гайку на болт
1-4-3-2 Вырезать салфетку
1-4-3-3 Развесить белье на веревке
1-4-3-4 Закрепить кнопки на пробковой доске

Координация руки и глаза

Большинство упражнений по развитию мелкой моторики нацелены на то, чтобы научить ребенка брать и обращаться с предметами. Координация глаз и рук означает, что эти навыки активно взаимодействуют с функцией восприятия. Т. е. упражнения на восприятие, тонкую моторику и координацию рук и глаз находятся в тесной взаимосвязи.
Упражнения, представленные здесь, относятся, в основном к двум видам деятельности: рисованию и оперированию предметами. Первые готовят ребенка к обучению письму; вторые особенно важны для приобретения рабочих навыков.

I уровень
1-5-1-1 Сложить башню из 4 коробок
1-5-1-2 Положить предметы в пустую банку
1-5-1-3 Положить бусину в каждую ячейку подставки для яиц
1-5-1-4 Надеть 4 кольца на стержень пирамидки
1-5-1-5 Сложить башню из 4 кубиков
1-5-1-6 Положить 4 кубика через отверстие в банку
1-5-1-7 Вставить без помощи 5 палочек в доску с отверстиями
1-5-1-8 Вставить без помощи 4 карандаша в отверстия подставки для карандашей
1-5-1-9 Нарисовать 4-5 линий карандашом внутри большого круга

II уровень
1-5-2-1 Надеть 2 бусины на стержень, который держит другая рука
1-5-2-2 Надеть 2 бусины без помощи на проволоку
1-5-2-3 Надеть без помощи 5 бусин на шнурок
1-5-2-4 Закрепить 6 прищепок на отмеченные места банки
1-5-2-5 Провести 3 линии пальцем по муке, насыпанной на тарелку
1-5-2-6 Построить из 3-х деталей простую конструкцию
1-5-2-7 Вылепить из пластилина 3 различных предмета
1-5-2-8 Вылепить из пластилина простые формы, которые изображены на картинках
1-5-2-9 Соединить без помощи 2 фигуры, чтобы получилось изображение предмета
1-5-2-10 Брать щипцами небольшие предметы
1-5-2-11 Провести линию, соединив 2 точки
1-5-2-12 Соединить ряд точек, размещенных по кругу

III уровень
1-5-3-1 Отрезать отмеченные полоски бумаги
1-5-3-2 Вырезать простые рисунки без помощи
1-5-3-3 Навинтить 3 гайки на болты одинакового размера
1-5-3-4 Навинтить 3 гайки разного размера на соответствующие болты
1-5-3-5 Шнуровка
1-5-3-6 Обводить по пунктирной линии большие буквы
1-5-3-7 Соединить точки в круги и четырехугольники
1-5-3-8 Соединить точки в диагональные линии и кресты
1-5-3-9 Нарисовать простые геометрические фигуры (с помощью шаблона и без него)
1-5-3-10 Дорисовать простые геометрические фигуры до предметов
1-5-3-11 Писать имя
1-5-3-12 Дорисовать недостающие детали
1-5-3-13 Расположить на пробковой доске 12 кнопок по образцу
1-5-3-14 Писать цифры
1-5-3-15 Провести линию по лабиринту
1-5-3-16 Рисовать простую фигуру человека без помощи
1-5-3-17 Рисовать предметы одинаковой категории



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: