1. Мне хотелось бы работать...
а — в помещении;
б — на открытом воздухе;
в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей...);
г — с чередованием условий.
2. Я предпочитал (а) бы, чтобы режим рабочего дня был...
а — четким, систематическим (начало и конец работы не менялся);
б — посменным (то утро, то вечер);
в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником);
г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства...).
3. Мне удобнее работать...
а — сидя (за столом, пультом и др.);
б — стоя (у станка, за прилавком и т.д.);
в — в разъездах;
г — чередуя постоянное место работы с разъездами.
4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с...
а — простейшими механизмами, ручными операциями;
б — с машинами и механизмами с ручным управлением;
в — автоматическим и автоматизированным оборудованием;
г — функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции
человека, функциональные возможности организма).
5. Мне хотелось бы всю работу выполнять...
а — в одиночку;
б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди;
в — в коллективе, совместно с другими;
г — с людьми, общаясь и управляя ими.
6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы...
а — точные, мелкие движения;
б — координация движений;
в — быстрота движений;
г — большая сила.
7. В моей будущей работе важны...
а — устойчивость внимания;
б — наблюдательность;
в — память на числа, даты, события;
г — воображение.
8. Успех в моей будущей работе зависит от...
а — технической сообразительности, оперативного технического мышления;
б — способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение;
в — самоконтроля и самообладания;
г — эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.
9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять...
а — по заданному плану;
б — по плану, но получать в процессе новую информацию;
в — по плану, но иметь возможность изменить его;
г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы.
10. В своей работе лучше отвечать...
а — только за себя, за выполнение своего задания;
б — за выполнение задания группы;
в — за работу механизмов, технику безопасности;
г — общественные, материальные ценности.
11. Мне нравится работа, в которой нужно...
а — распознавать, определять свойства предметов, их качества;
б — преобразовывать, обрабатывать предметы;
в — изображать, придумывать новые образцы продукции;
г — оказывать влияние на других людей.
12. Мне нравится...
а — оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов;
б — обслуживать людей;
в — находить как новые варианты решения задач, так и новые результаты;
г — организовывать новые процессы, деятельность.
13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была связана с...
а — руководством людьми, трудовыми коллективами;
б — воспитанием и обучением людей;
в — преодолением стихийных сил природы;
г — комфортным, спокойным положением.
14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были...
а — малозаметны, известны только узкому кругу специалистов;
б — известны коллективу, широкому кругу специалистов;
в — известны всей стране, широко освещались прессой;
г — всемирно признаны.
15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы...
а — зависела в основном только моя зарплата;
б — непосредственно зависело выполнение производственного задания цеха, группы;
в — зависела бы жизнь и здоровье людей;
г — зависел бы мир на Земле.
16. После окончания работы...
а — хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами;
б — интересно было бы продолжать думать о ней и дома;
в — ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься;
г — и не вспоминал бы о работе до следующего дня.
17. Хотел бы, чтобы работа была...
а — рядом с домом;
б — интересная, а далеко или близко от дома — неважно;
в — не связанная с командировками;
г — подальше от дома.
Чем больше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профессии, имеет весьма противоречивое представление о работе, связанной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит серьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии.
Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предполагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».
У ВХОДА В НАУКУ»
Цель: выявить склонность к творчеству, исследовательской, научной деятельности в сфере «человек—знаковая система».
Таблица-вопросник….
Качества | Степень выраженности | |||
А | В | С | ||
1. Любопытство | ||||
1.Меня все интересует с первого взгляда. 2. У меня есть интересы помимо основного занятия 3. В свободное время у меня тоже есть серьезные дела (общественная работа, спорт и т.п.) 4. Я стараюсь расширить ту область, которой занимаюсь 5. Я всегда хочу знать больше обо всем 6. Я с удовольствием собираю материалы и информацию 7. Читать для меня… | Да Да Да Да Да Да Необходи- мость | Нет Нет Нет Нет Нет Нет Скука | Смотря по обстоятельствам Иногда Время от времени Иногда Некоторые темы меня интересуют Иногда Удовольствие | |
2. Упорство | ||||
1. Когда я берусь за дело, то намерен довести его до конца 2. Я заканчиваю то, что начал 3. Неудача меня обескураживает 4. Неудача побуждает к размышлениям 5. Ради дела я готов пожертвовать удовольствиями | Да Да Нет Да Да | Нет Нет Да Нет Нет | Зависит от цели Иногда Я смеюсь над этим Немного задумываюсь Время от времени | |
3. Честолюбие | ||||
1.В профессии для меня важно… 2. Есть великие люди, которыми я восхищаюсь 3. Если представится случай, я переменю профессию на более интересную 4. Ради новых знаний я бы охотно посещал специальные курсы 5. Я люблю встречи и дискуссии 6. Я люблю коллективную работу | Возможность творчества Да Да Да Да Да | Спокойствие Нет Нет Нет Нет Нет | Хорошая зарплата Вызывает лишь интерес Все зависит от выигрыша Надо чтоб меня заставили Умеренно Могу приспособиться | |
4. Изобретательность | ||||
1.Я размышляю о механизмах мышления 2. Меня интересует устройство прибора, которым пользуюсь 3.Я представляю, как можно его улучшить 4.Думаю, что у меня умелые руки 5.Меня интересует логика в рассуждениях 6.Размышляя, я готов отказаться от своих старых представлений | Да Да Да Да Очень Если убежден | Нет Нет Нет Нет Не задумываюсь над этим Иногда | Иногда, если вынужден Иногда Иногда Кое-что умею Предпочитаю занимательность Это слишком трудно | |
5. Мои сильные стороны | ||||
1.Здоровье позволяет мне напряженно работать 2.В общем, мне везет 3. Моя память... 4. Меня привлекает необычное 5. Я убежден в ценности квалификации 6. Я выбрал профессию... 7. Я люблю мечтать и фантазировать 8. Не люблю одиночества 9. Люблю размышлять в уединении 10. Когда нужно, я умею отрешиться | Да Да Хорошая Да Да По призванию Да Да Да Да | Нет Нет Плохая Нет Нет Случайно Нет Нет Нет Нет | Умеренно Иногда Средняя Если это касается моих интересов В некоторой степени Из практических соображений Иногда Немного Зависит от ситуации Не всегда успешно | |
Анализ результатов.
Если большинство ответов в колонке «А», то вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпераментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального? Возможно, это оттого, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже проявилось.
Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы довольно безразличны к творчеству. Может, дело в чрезмерной скромности и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.
Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо известно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основной принцип психодиагностики: нет людей бесталанных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть, хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохого ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, постоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба.
Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А.Эйнштейн, например, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.
Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможностях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают творческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких личностях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.
1. Открыватель. Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений.
2. Созидатель. Обладает умением создавать, конструировать новые материалы, машины технологии и др.
3. Нарушитель границ. Для него характерно очень существенное для исследователя качество: способность переходить из своей узкой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексными проблемами, на стыке наук.
4. Независимый. Умеет противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и методам работы.
5. Фантазер. В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям
предъявляется жесткое требование: они должны быть достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной информации о нынешнем состоянии предмета предсказать его будущее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое ценное качество фантазера — способность подниматься над реальностью.
6. Системщик. Его задача — видеть предмет в целом, со всеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого качества не хватает многим специалистам, обслуживающим ведомственную науку. Многочисленные прожекты вроде поворота северных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строительства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий имеют общий недостаток: узость профессионального мышления, неумение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобросовестности.
7. Разрушитель. Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказываться от старых систем знания, если они тормозят развитие науки.
8. Искатель. Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.
9. Диалектик. Может находить общее в противоречащих друг другу фактах, явлениях, событиях.
10. Синтезатор. От него требуется умение за конкретными частностями разглядеть общие закономерности.
Все эти качества объединим в понятии «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:
открыватель — методист системщик — «зашоренный»
созидатель — потребитель разрушитель — охранитель
нарушитель — «патриот» искатель — догматик
независимый — конформист диалектик — прямолинейный
фантазер — педант синтезатор — интерпретатор.
В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе.
Левая сторона — качества, необходимые для производства нового знания.
Правая — чтобы сделать это знание приемлемым для всех.
Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное качество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуальную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характеризует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних — «закрытого». Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности ближе всего вам.
Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно прописан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По степени проявления все это выглядит так: Я — созидатель — нарушитель — потребитель — системщик — педант».
Рекомендованная литература
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003, С. 171-195.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001, С. 315-327.
Практикум № 5. Зрелый возраст и старость
Зрелость
Вопросы для обсуждения
- Общая характеристика возраста. Социальная ситуация развития.
- Общие представления о ведущей деятельности в зрелом возрасте.
- Развитие личности в зрелом возрасте.
- Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте.