Один из наиболее интересных способов оптимизации трасакционных затрат состоит в упразднении излишних процедур контроля и сокращении объема собираемой информации. Основной принцип, которым следует руководствоваться, - не собирай больше данных, чем сможешь переработать.
Нередко бывает так, что фирма воспроизводит слишком большой объем данных о качестве продукта на всех технологических стадиях. При этом собственно качество может оставаться на низком уровне. Такая ситуация свидетельствует о том, что соответствующим службам просто не хватает времени анализировать информацию - оно уходит на то, чтобы ее собрать. Рациональным выходом из данной ситуации могла бы стать концентрация внимания на отдельных «болевых точках», где проблемы с качеством возникают чаще всего. Это позволит эффективнее решать основную задачу и попутно экономить на Транзакционных издержках, связанных со сбором и обработкой данных.
Выгоды от автоматизации фирмы на базе вычислительной техники очевидны. Нам лишь остается ответить на вопрос о том, по каким принципам должна проходить рациональная автоматизация трансакций. Самый главный из них состоит в исключении повторного совершения одних и тех же операций. Такое может происходить, когда различные «блоки» в информационной структуре фирмы не интегрированы между собой. Возникает необходимость ручного «переноса» информации из программы в программу: часть сотрудников будет задействована в работе по вводу информации, которая уже находится на электронном носителе. Помимо дополнительных трансакций и расходов по оплате труда это приносит ошибки и неточности. Таким образом, грамотно построенная информационная структура фирмы требует однократного ввода информации.
Другой интересный способ сокращения затрат - интеграция программных комплексов различных функциональных подразделений компании. Вариантов такого объединения может быть несколько: интеграция инженерного и производственного информационных блоков, «межфилиальной», клиентской сети и т.д.
Комплексный подход
Существует три основных метода рациональной оптимизации Транзакционных издержек фирмы. Во-первых, анализ трансакций с точки зрения их необходимости и альтернативных методов осуществления. Во-вторых, стабилизация работы предприятия и исключение «излишних» нововведений. В-третьих, автоматизация и интеграция программных ресурсов компании. К сказанному необходимо добавить, что подход к анализу трансакций должен быть взвешенным и комплексным. В частности, необходимо учитывать обратный эффект, который могут принести некоторые попытки минимизации затрат.
Об отрицательных последствиях бесконечной новаторской деятельности менеджмента уже говорилось выше. Отметим так же, что ростом Транзакционных затрат может обернуться и непродуманная автоматизация предприятия. Другой пример ошибки - автоматизация ненужных трансакций. Известны случаи, когда для сокращения затрат труда компании заказывали дорогостоящее программное обеспечение и соответствующую компьютерную технику. Впоследствии выяснялось, что в процессе разработки программы (уже на этапе постановки задачи) многие процедуры впервые были подвергнуты анализу и значительно упростились. Когда программа была готова, стало ясно, что она уже не даст столь впечатляющего эффекта, как предполагалось. Трансакции упростились настолько, что произведенные вложения в автоматизацию оказались нерентабельными.
Общий вывод состоит в следующем: менеджер, который хочет оптимизировать Транзакционные расходы своей компании, должен подходить к ним так же, как и к производственным издержкам. Необходимо принимать взвешенные решения о том, где и как автоматизировать внутрифирменные трансакции, как оптимальным образом интегрировать различные блоки информационной системы фирмы, а где имеет смысл стабилизировать работу подразделения для достижения оптимального уровня издержек в долгосрочном плане. И, наконец, необходимо научиться подходить к проблеме издержек компании не с бухгалтерской, а с экономической точки зрения. То есть в системе управленческого учета фирмы необходима функциональная классификация затрат, в которой за каждой группой издержек будет виден их подлинный источник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретикам Транзакционных издержек удалось выделить важнейшие характеристики, определяющие сущность фирмы. Это - формирование сложной сети контрактов, долговременный характер деловых отношений, производство единой "командой", инвестирование в специфические активы, административный механизм координации с помощью приказов. Все объяснения, развивавшие идеи Р. Коуза, исходили из общего представления о фирме как орудии по экономии Транзакционных издержек.
Согласно теории Транзакционных издержек, этот ключевой принцип объясняет не только сам факт существования фирм, но и многие частные аспекты их функционирования - финансовую структуру, формы управления, организацию трудового процесса и т. п. Плодотворность такого подхода была подтверждена при изучении гибридных организационных форм, промежуточных между рынком и фирмой, таких как франчайзинг. Он способствовал кардинальному пересмотру представлений в области антимонопольного регулирования, продемонстрировав, что многие нетипичные формы деловой практики объясняются не погоней за монопольными преимуществами, а стремлением к экономии Транзакционных издержек.
В результате исследования были решены все вышепоставленные задачи. Транзакционные издержки определены как экономическая категория, выражающая совокупность различных сторон в системе экономических отношений. Проявляясь главным образом в сфере обмена, эти издержки, непосредственно включенные и в сферу производства, существенно влияют на его результаты и эффективность функционирования.
Разнообразие подходов к анализу Транзакционных издержек и значительные расхождения по поводу не только сферы их образования, но и содержания свидетельствует о том, что развитие теории Транзакционных издержек находится в основном на стадии описания их видовых характеристик и формирования подходов к раскрытию сущностных закономерностей их образования. Нужно также отметить, что единой общепринятой классификации Транзакционных издержек не сложилось. Каждый из исследователей обращает внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Итак, Транзакционные издержки являются препятствием для взаимовыгодного обмена. В связи с этим возникает вопрос о средствах, которые позволяют снизить уровень Транзакционных издержек и обеспечить их распределение таким образом, чтобы добровольный обмен стал возможным. Разнообразие Транзакционных издержек обусловливает и многообразие средств, позволяющих снизить данные издержки.
Экономическая значимость, усложнение Транзакционных издержек возрастает по мере развития социально-экономических систем от простого товарного производства до современной экономики постиндустриального общества, в котором развитие любой экономической организации, будь то фирма, корпорация или банк, происходит под комбинированным воздействием информационной ассиметрии, ограниченной рациональности, а также оппортунистического поведения в сочетании с условиями связанными со специфичностью активов.
В заключение необходимо отметить, что наличие Транзакционных издержек необязательно является негативным моментом. Наличие таковых является стимулом для оптимизации затрат экономических субъектов, для высокой специализации, возможностью получения стабильного и высокого заработка отдельных субъектов экономических отношений и т.д. Однако нельзя отрицать и необходимость регулирования общественного и частного Транзакционных секторов, поскольку могут возникнуть такие опасности, как существенное укрупнение отдельных организаций, повышение цен на отдельные продукты и услуги, снижение предпринимательской активности на национальном уровне.
Список использованной литературы | |
1. | Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы / Пер. с англ. - М.: Бином, 2008. - 544с.: ил. |
2. | Барсукова С.Ю. Транзакционные издержки вхождения на рынок предприятий малого бизнеса // Проблемы прогнозирования.- 2009.- № 1 |
3. | Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: ЮРАЙТ, 2007. |
4. | Валовой Д.В. Политическая экономия. М.: Проспект, 2009. |
5. | Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: 2006. |
6. | Камаев В.Д. Экономическая теория. Москва ЮНИТИ, 2002. |
7. | Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики Транзакционных издержек // Вопросы экономики. - 2009.- №12. |
8. | Коуз Р. Проблема социальных издержек // Фирма, рынок и право. М., 1993. С. 87-169. |
9. | Малахов С. Транзакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики - 2007.- № 7. |
10. | Малахов С. Транзакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. - 2008. -№11. |
11. | Малахов С. Транзакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопр. экономики. 1998. № 11. |
12. | Мугалимов М.Г. Основы экономической теории. ООО «Интерпрессервис», УП «ЭКОПЕРСПЕКТИВА», Минск, 2002. |
13. | Олейник А. Н. В поисках институциональной теории переходного общества // Вопр. экономики. 1997. № 10. С. 67-68. |
14. | Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. - М.:Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 1997.-284с., ил. |
15. | Радаев В. Формирование новых российских рынков: Транзакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М., 2008. |
16. | Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма - Инфра-М, 1998. - 456с. |