Основные направления государственной политики




Республики Беларусь в сфере образования

Высшее образование

· Инструктивные и методические документы

· Нормативные правовые акты

· Информация

· Студентам

· Задачи и функции управления высшего образования

· Итоги вступительной кампании 2017

· В Беларуси изменяются правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования


Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа.

Свидетельством достигнутых результатов являются досрочное выполнение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране.

Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира. Каждый третий житель республики учится (инф. сайта Минобразования).

Республика Беларусь в рейтинге государств по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого развития.

В настоящее время в стране работают свыше 8 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают около 430 тыс. работников системы образования.

8 университетов страны по итогам 2015 года вошли в ТОП – 4000 международного рейтинга университетов Webometrics. БГУ в очередной раз улучшил свои позиции (2014 г. – 673 место, 2015 г. – 609 место).

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании государственная политика в сфере образования основывается наследующих принципах:

- приоритета образования;

- приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

- гарантии конституционного права каждого на образование;

- обеспечения равного доступа к получению образования;

- обязательности общего базового образования;

- интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

- экологической направленности образования;

- поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

- государственно-общественного характера управления образованием;

- светского характера образования.

Политика в сфере образования направлена на укрепление ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

- государственно-общественный характер управления;

- обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;

- повышение качества образования для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость постоянного совершенствования всей системы образования, в том числе высшего образования.

Практическим воплощением государственной политики в сфере образования являются государственные программы, утверждаемые Правительством Республики Беларусь на пятилетний период. Так, в 2011-2015 гг. осуществлялась реализация государственной программы развитиявысшего образования, а также программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специ­ального, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых.

Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 годы была ориентирована на реализацию основных принципов развития высшего образования в Беларуси как части европейской образовательной системы и предусматривала набор мероприятий, направленных на улучшение качества подготовки специалистов.

Достижениями последних лет в системе высшего образования являются:

- создание двухступенчатой системы высшего образования, соответствующей международным стандартам и требованиям инновационного развития;

- введение образовательных стандартов нового поколения, в которых реализуется компетентностная модель подготовки специалиста, обеспечивается оптимальный баланс фундаментальной, специальной и практико-ориентированной составляющих подготовки;

- внедрение в образовательный процесс УВО информационныхи новых образовательных технологий;

- функционирование развитой системы повышения квалификации и переподготовки специалистов для реального сектора экономики;

- эффективно работающие научно-педагогические школы по фундаментальным наукам;

- развитие сети международных связей.

По оценке Минобразования система высшего образования в Республике Беларусь развивается с учетом мировых тенденций в сфере, стратегии перехода страны к инновационной экономике и является основным источником формирования кадрового потенциала страны. Усиливается практическая направленность обучения. Принимаются меры по наращиванию объемов экспорта образовательных услуг.

Для повышения эффективности взаимодействия рынка труда и системы образования с учетом мирового опыта требуют дальнейшего решения вопросыразвития системы высшего образования, в том числе системного внедрения национальной рамки квалификаций в стране.

В целях обеспечения дальнейшего развития системы образования и реализации государственной молодежной политики в настоящее время в республике осуществляетсяГосударственная программа «Образование и молодежная политика»на 2016-2020 годы. Данная программа является комплексной, в ее состав входит11 подпрограмм, дифференцированных по элементам системы образования:

1 ”Развитие системы дошкольного образования“,

2 ”Развитие системы общего среднего образования“,

3 ”Развитие системы специального образования“,

”Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования“,

5 ”Развитие системы высшего образования“,

6 ”Развитие системы послевузовского образования“,

7 ”Развитие системы дополнительного образования взрослых“,

8 ”Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи“,

9 ”Обеспечение функционирования системы образования Республики Беларусь“,

10 ”Подготовка кадров для ядерной энергетики“,

11 ”Молодежная политика“.

Единая цель государственной политики Республики Беларусь в сфере образования на предстоящий период состоит в повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан. Данная цель трансформируется в конкретные цели и задачи развития отдельных видов образования в рамках указанных подпрограмм.

Например, подпрограмма 5 ”Развитие системы высшего образования“ направлена на решение трех основных задач:

1) повышение качества подготовки специалистов, эффективности практикоориентированной подготовки и углубление связей с организациями-заказчиками кадров;

2) повышение конкурентоспособности высшего образования в мировом образовательном пространстве;

3) совершенствование системы планирования и оптимизация структуры подготовки специалистов с высшим образованием.

Для оценки уровня реализации каждой задачи определены конкретные показатели, отражающие целевые ориентиры политики на данный период. Так, степень достиженияпервой задачи оценивается на основе следующих целевых показателей:

- доля утвержденных образовательных стандартов или изменений к ним от общего количества образовательных стандартов высшего образования;

- численность преподавателей учреждений высшего образования, прошедших стажировку за рубежом;

- количество созданных в профильных организациях филиалов кафедр.

Уровень реализациивторой задачи определяется целевым показателем количестваучреждений высшего образования, вошедших в 4000 лучших университетов мира по рейтингу Webometrics и (или) в 1000 – по рейтингам QS или SIR.Участие и вхождение в ТОР мировых рейтингов университетов свидетельствует о высоком уровне образования и экспорта услуг.

Результативность решениятретьей задачи характеризуют следующие показатели:

- выполнение контрольных цифр приема, ежегодно устанавливаемых учредителями учреждений образования;

- удельный вес численности поступивших на обучение в магистратуру в общей численности выпускников I ступени высшего образования УВО;

- доля трудоустроенных выпускников из общей численности выпускников, подлежащих распределению.

Первый показатель демонстрирует качество планирования объемов подготовки кадров с высшим образованием с учетом потребности экономики и выполнение плановых показателей УВО.

Продолжение обучения на II ступени высшего образования свидетельствует о заинтересованности со стороны организаций, предприятий и самих студентов в продолжении образования на более высокой ступени и взвешенном подходе при планировании подготовки магистров.

Третий показатель характеризует уровень реализации компетентностного подхода в процессе обучения, степень взаимодействия учреждений образования с организациями-заказчиками кадров. Эффективное трудоустройство выпускников свидетельствует о хорошей работе системы планирования и правильном направлении оптимизации структуры подготовки специалистов.

Финансовое обеспечение реализации подпрограммы составляет: 50 139 793,1 млн. рублей (неденоминированых), в том числе средства республиканского бюджета – 32 457 188,4 млн. рублей (из них средства республиканского централизованного инновационного фонда – 81 625 млн. рублей), средства от приносящей доходы деятельности – 17 682 604,7 млн. рублей.

Повышение качества подготовки специалистов, эффективности практикоориентированной подготовки и углубление связей с организациями – заказчиками кадров будет осуществляться за счет:

- внесения изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании в части отмены жесткой регламентации содержания и форм образовательного процесса;

- развития непрерывного образования, реализации образовательных программ высшего образования, интегрированных с образовательными программами среднего специального образования;

- совершенствования содержания учебных программ общепрофессиональных и специальных дисциплин с участием организаций – заказчиков кадров;

- внедрения современных методов организации образовательного процесса на основе модульной и рейтинговой технологий;

- повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

- открытия филиалов кафедр на предприятиях Республики Беларусь и в организациях Национальной академии наук Беларуси;

- развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, отраслевых лабораторий, созданных в структуре УВО за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда, определяемых ежегодно распорядителем указанного фонда.

Повышение конкурентоспособности высшего образования в мировом образовательном пространстве будет осуществляться за счет:

- разработки интегральных индикаторов развития национальнойсистемы высшего образования, согласованных с аналогичными индикаторами в системах высшего образования других стран (в том числе устанавливающих повышение позиций белорусских УВО в мировых образовательных рейтингах), проведения сравнительного мониторингового исследования и публикации доклада о состоянии высшего образования Республики Беларусь;

- разработки новой системы классификации высшего образования на основе Международной стандартной классификации образования и общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 ”Виды экономической деятельности“;

- развития кооперации УВО Беларуси с УВО дальнего и ближнего зарубежья в части реализации образовательных программ;

- активизации обмена студентами и преподавателямикак на республиканском, так и на международном уровнях.

Мероприятия по решению задачи посовершенствованию системы планирования и оптимизации структуры подготовки специалистов с высшим образованием будут направлены на:

- оптимизацию объемов и структуры подготовки специалистов с высшим образованием, автоматизацию формирования контрольных цифр приема;

- разработку критериев формирования контрольных цифр приема для получения образования за счет бюджета;

- совершенствование содержания образовательного процесса на II ступени высшего образования;

- изменение видов УВО в соответствии с реализуемыми образовательными программами, объемом и разнообразием направлений научно-методической и международной деятельности и другими факторами;

- осуществление перехода к сетевой системе организации УВО (формирование образовательных кластеров одного уровня образования по принципу специализации), а также обеспечение создания образовательных комплексов (кластеров), объединяющих учреждения различных уровней образования – профессионально-технического, среднего специального и высшего;

- совершенствование системы стипендиального обеспечения и системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава.

Реализация намеченных мер к 2020 году позволит:

- усовершенствовать материально-техническую, учебно-лабораторную базу УВО;

- создать в организациях новые филиалы кафедр УВО, обеспечивающих образовательный процесс и прохождение практик студентов в реальном секторе экономики и УОСО;

- обеспечить повышение качества образования и улучшение имиджа системы высшего образования республики в мировом образовательном пространстве;

- сформировать и нормативно закрепить систему приема в УВО, отвечающую задаче по повышению качества высшего образования, а также интересам граждан, государства и позитивному международному имиджу Республики Беларусь;

- принимать на обучение по программам высшего образования (I ступень) ежегодно не менее 50 тыс. человек, в том числе за счет бюджета – не менее 24 тыс. человек (в дневной форме получения образования за счет средств бюджета по профилям образования: по специальностям естественнонаучного и технико-технологического профиля – 41 процент, педагогического профиля – 10 процентов, медицинского – 9 процентов, сельскохозяйственного – 10 процентов и остальным – 30 процентов);

- подготовить около 250 тыс. специалистов с высшим образованием, в том числе за счет средств бюджета около 120 тыс. человек;

- обеспечить на II ступени высшего образования углубленную подготовку специалистов, способных к самостоятельной инновационной, проектно-конструкторской, управленческо-аналитической, научно-исследовательской деятельности;

- оптимизировать систему УВО, предусмотрев изменение вида, статуса, профиля учреждения образования с учетом территориальных, демографических и других факторов.

Результат, который намечено достичь в процессе реализации 5-летней программы – выполнение таких сводных целевых показателей, как позиция Республики Беларусь в рейтинге стран по индексу человеческого развития (индекс уровня образования); охват молодежи мероприятиями в сфере молодежной политики и патриотического воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: