Античная философия
- Философия появилась как наука о причинах и началах всего сущего. Таким образом, именно философия лежит в основе всех современных наук, объединяя их единой целью.
- Апории Зенона – первые сформулированные парадоксы, связанные с попытками осознать понятие бесконечности. Несмотря на то, что они легко опровержимы на практике, они сыграли важную роль в развитии математической логики.
- Сократ мыслил философию как путь к знанию, а зло - как результат незнания истины, однако найти твердую опору в человеческом сознании оказалось невозможным, и красивая идея оказалась в реальности неприменимой.
- Учение о припоминании Платона представляет познание как припоминание идей, которые душа человека наблюдала до своего воплощения. Эта теория интересна тем, что она объясняет, откуда взялись абстрактные образы, которые одинаково понимаются всеми людьми.
- Целью стоиков была свобода от власти внешнего мира, апатия. Их философская концепция учит сохранять самообладание и достоинство в любой ситуации, полностью подчиняться требованиям разума. Мне кажется, этот подход всегда будет актуален в тяжелые времена, когда человек не может найти опору во внешнем мире.
6. Целью же эпикурейцев было избегание страданий, счастье понималось как удовольствие. Высшим удовольствием, как и у стоиков, считалась невозмутимость, однако идеал эпикурейцев скорее эстетический, не лишенный доли самолюбования. На мой взгляд, такой просвещенный эгоизм близок всем людям, но тем не менее стать общечеловеческой философией не может и не должен.
Философия Средневековья и Возрождения
- В представлении Филона Александрийского греческая философия и библейская мудрость имеют общий источник – божественный разум. Он же отождествил античное понятие логоса как смысловой структуры мира с ветхозаветным пониманием логоса как откровения. Так был сделан важнейший шаг к победе христианского мировоззрения над языческим и к теоцентризму, свойственному средневековой философии.
2. Целью апологетов была защита христианского учения, ими был сформулирован принцип гармонии веры и знания, преобладания откровения над человеческим разумом. Подчинение всех наук теологии, принятие веры как критерия знания затормозило их развитие, хотя в рамках принципа теоцентризма и персонализма были изучены важнейшие философские понятия.
- В труде “О Граде Божьем” Августин Аврелий впервые рассматривает историю человечества как единый закономерный процесс, развивает идеи линейного исторического времени и морального прогресса, подчеркивает превосходство духовной власти над светской. По Августину, есть два человеческих сообщества – живущих по человеческим стандартам и согласно божественной воле. Тайна предопределения в том, что человек не знает, к какому из сообществ он принадлежит. Мне не нравится теория предопределения, я считаю, что каждый человек может и должен влиять на свою судьбу.
- Фома Аквинский разделил сферы теологии и науки, однако свел роль науки к интерпретации догматов откровения. Мне близка мысль, что познание есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум, постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.
- Мартин Лютер писал: “Человек спасает душу не через Церковь, а через веру”, тем самым опровергая мнение об исключительном положении священников в отношениях с Богом. Я полностью согласна, что между человеком и Богом посредников быть не должно, и благодать всецело определяется верой самого человека.
- Философия Возрождения провозгласила независимость истин науки от истин религии. Ее главной характеристикой является пантеизм. Джордано Бруно считал, что природа есть “бог в вещах”. Эти идеи возвысили роль науки, сильно сблизив ее с теологией.
- В период Возрождения сформировалась социальная философия. Николо Макиавелли писал о необходимости сильной государственной власти, для укрепления которой допустимы все средства. Циничные и отрицающие нормы морали идеи Макиавелли, тем не менее, являются очень практичными и действенными. Например, именно он затронул вопрос о значении личности правителя, и именно он сказал, что наименьшее зло следует считать благом.
Философия Нового Времени
- С развитием наук роль философии сводится к обобщению выводов естествознания. Философия Нового времени исследует процесс познания, пытается понять природу истины. В эпоху научной революции именно эти вопросы выходят на первый план и, таким образом, философия приобретает сугубо практическую направленность.
- Согласно идеям эмпиризма, главные инструменты научного исследования – орудия, совершенствующие мысль и способность восприятия. Путь познания по Фрэнсису Бэкону – умственный анализ результатов эксперимента, при этом причина явления ищется только среди наблюдаемых свойств, что говорит об его убеждении в доступности чувствам всех свойств природы. Но дальнейшее развитие науки показало, что такое безграничное доверие к данным органов чувств является ошибочным, и существуют явления, причины которых таким способом определить невозможно.
- Рационализм полагает разум главенствующим над чувственным восприятием. Чувства субъективны, они могут обмануть, поэтому не могут служить основанием положений науки. Тогда встает вопрос о достоверности научного знания. По Декарту, несомненным остается лишь факт сомнения, то есть мышления. Идеальной наукой Декарт считает математику, истины которой полны, вечны и неизменны. Однако далеко не все науки возможно выстроить по образцу математики.
- Бенедикт Спиноза полагал, что вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий. Только сама природа в целом есть причина самой себя, она и сущность, и существование. Мне близка идея о том, что условием свободы человека является познание, а этический идеал – свободный человек, чьи действия определяются стремлением к познанию природы, то есть Бога.
- Концепция сенсуализма заключается в том, что чувства признаются единственным источником и критерием знания. Джон Локк выделял два метода получения знания - ощущения и рефлексию. При этом, учитывая вероятностный характер чувственного восприятия, он считал, что задача науки - знать лишь то, что необходимо для успешного поведения, что не кажется мне хорошим критерием.
- Клод Адриан Гельвеций отделял мораль от религии и рассматривал в качестве главной движущей силы общественного развития страсти человека, который таким образом может получить выгоду для себя, делая полезное для других. В принципе, он абсолютно прав, хотя и не учитывает, что зачастую большую выгоду можно получить не делая для других полезное, а причиняя им вред.
- Вольтер боролся с религиозной нетерпимостью, суевериями и предрассудками, считая, тем не менее, что “если бы Бога не было, его стоило бы выдумать”. Я согласна с этим, так как религия всегда поддерживала людей, давая им опору и надежду.