Театроведческий факультет
Кафедра русского театра
Рабочая программа курса
"Основы режиссерского и актерского мастерства"
для студентов специальности 070211
квалификации «театровед»
Автор-составитель:
(Л.В. Смирнова, преподаватель кафедры русского театра)
Рецензенты:
(Л.В.Тильга, кандидат искусствоведения)
Одобрена на заседании кафедры __________________________
«_15__»___октября_______ 2010 г.,
Утверждена Ученым советом факультета ______________________
«_23__»_____декабря_____ 2010 г.
Зарегистрирована Учебно-методическим кабинетом
«___»__________ 2010 г. №________
© Санкт-Петербургская государственная
академия театрального искусства, 2010
© Л.В. Смирнова, 2010
I. Организационно-методический раздел
Курс «Основы режиссерского и актерского мастерства» представляет собой комплекс практических занятий, проходящих в непосредственном творческом контакте с преподавателями и студентами факультета драматического искусства.
В соответствии с утвержденными рабочими учебными планами, практика предусмотрена для студентов очной формы обучения (без отрыва от лекционных и семинарских занятий) в 1 семестре – 34 часа, во 2 семестре – 64 часа, всего – 98 часов.
Цели
Цель данного курса – получение будущим театроведом максимально полного и точного представления о процессе и современных методиках обучения будущих актеров и режиссеров по их базовой дисциплине; подкрепление теоретических установок, полученных на лекциях и семинарах, практическими навыками, нужными в любой сфере театроведческой деятельности; усвоение правил профессиональной этики.
Задачи
Задачей практики не является овладение профессиональными умениями соответствующих дисциплин драматического факультета. Вместе с тем, студенты-театроведы не должны оставаться пассивными наблюдателями, и ограничиваться лишь поверхностным ознакомлением с методами обучения мастерству актера и режиссера. Изучая данный курс, предпочтительнее избрать позицию исследователя, принимающего участие в конкретных заданиях (по согласованию с мастером), фиксирующего процесс и размышляющего о нем.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Освоение курса «Основы режиссерского и актерского мастерства» во взаимосвязи с курсом комплексной дисциплины « Театральная критика»,является важной составляющей подготовки театроведа наряду с прочими практическими занятиями.
Требования к уровню освоения содержания курса
Студент, освоивший курс, должен понимать, как происходит на практике профессиональная подготовка тех, чью творческую деятельность ему в дальнейшем предстоит изучать и анализировать; владеть специальным терминологическим аппаратом, понимать различия между школами преподавания, быть готовым использовать полученные знания для решения собственных театроведческих задач.
II. Содержание курса
Предмет «Основы режиссерского и актерского мастерства» начинает изучаться в 1 семестре, и является, таким образом, первой «практикой» в ряду других, предстоящих студенту-театроведу на протяжении всего срока обучения. Перед тем, как распределять студентов по группам, руководитель практики обзванивает мастеров драматического факультета, договариваясь о количестве посещающих и уточняя расписание. Так как практика проходит «без отрыва» от основного обучения, в каждой группе (или даже для конкретных студентов) график может варьироваться, с условием соблюдения итогового количества часов. Вовсе не обязательно также, чтобы 1 курс театроведов знакомился лишь с 1-ми курсами актеров и режиссеров – если преподаватели не возражают, допустимо распределять студентов и на другие, более старшие курсы.
На первом установочном занятии (собрании) студентам излагаются задачи курса, формы контроля, решаются организационные вопросы. Студенту 1 курса бывает сложно сразу определиться, к какому мастеру для него предпочтительнее ходить, поэтому есть смысл в первые недели попробовать посетить нескольких. Это будет содержательно и в творческом плане – появится материал для сравнения. Руководитель практики лично знакомит группы с мастерами, при необходимости – присутствует на занятиях, обсуждая впоследствии сходство и различия в методиках преподавания. Важно дать понять мастеру, что театроведов можно и нужно «подключать» к процессу – общаться с ними, давать иногда участвовать в упражнениях и тренингах, придумывать и пробовать делать этюды и т.д. Здесь могут быть индивидуальные сложности, которые должны рассматриваться при обязательном участии руководителя.
Не обязательно, но вполне возможно проведение промежуточных контрольных уроков, семинаров – возможно, даже при участии мастеров. В зимнюю экзаменационную сессию, если необходимо, можно обсудить накопившийся материал для дневников и отчетов.
Контрольные и курсовые работы
Во время практики (на всем протяжении курса) студенты ведут записи - в произвольной форме, но, по возможности, подробные - того, что происходит на занятиях. Лучше, если это будет не сухое перечисление фактов, а попытка аналитического комментария, возможно, собственные размышления об увиденном. Тем студентам, которые намерены в будущем заниматься актуальными проблемами сегодняшнего театра, т.е. активной театральной критикой, такое упражнение будет особенно полезно.
К зачету все эти записи оформляются в «Дневник практики», либо «Творческий отчет о практике» (по желанию студента), и сдается руководителю практики не позднее, чем за неделю до официальной даты зачета. Правила оформления предусматривают титульный лист; при необходимости – список использованной литературы. Объем текста не лимитирован.
III. Формы контроля
1 семестр – семинар (промежуточный) по итогам семестра
2 семестр – зачет (недифференцированный), обсуждение дневников и отчетов
IV. Рекомендуемая литература
Целесообразно советовать литературу, указанную в качестве обязательной и рекомендуемой в курсе «История русского театра», а также книги, статьи, другие публикации (если они существуют) тех мастеров факультета драматического искусства, под руководством которых проходила практика.