Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины:
общекультурные компетенции (ОК):
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
– способен логически верно строить устную и письменную речь (ОK-6);
– готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
– способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Профессиональные компетенции (ПK)
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
– способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
в области педагогической деятельности:
– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
профессионально-специализированные компетенции (ПСК):
– способен анализировать языковой материал с целью определения его структуры, законов организации и возможности реализации в процессе общения (ПСК-4);
– сопоставляет наиболее существенные признаки родного и изучаемого языков для построения эффективных стратегий преподавания (ПСК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен:
1. знать:
1) функциональные стили современного русского литературного языка (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5),
2) основные понятия лексической стилистики (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5),
3) коммуникативные качества речи (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5),
4) основные нормы произношения, морфологии и синтаксиса (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5),
5) основные виды речевых, стилистических и грамматических ошибок (ОК-1, ОK-6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5),
6) основные виды лингвистических словарей (ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5);
2. уметь:
1) определять функционально-стилистическую принадлежность текста на основе его стилевых и языковых свойств (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5),
2) создавать тексты различных жанров научного стиля (аннотация, рецензия, реферат) и официально-делового стиля (заявление, доверенность, объяснительная записка, деловое письмо, резюме), публичное выступление (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5),
3) определять стилистическую целесообразность использования в контексте различных лексических средств (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5),
4) оценивать нормативность использования в речи различных морфологических форм и стилистических конструкций, правильность произношения и постановки ударения (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5),
5) пользоваться основными видами лингвистических словарей(ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
3. владеть навыками выявления и исправления речевых, стилистических и грамматических ошибок, основными нормами устной и письменной речи и приемами создания текстов различных жанров (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), форма итогового контроля – экзамен (1 з.е.).
Структура дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | |||
Стилистика | 1-5 | Л:6 | СР: 22 | ПР:16 | К: еженед. | Старт. контроль – 1 / сообщение -2,3,4, 5 / оформление библиографического списка - 2 / оформление осн. разделов научной работы - 3 / составление документов - 4 / сводная таблица «Функциональные стили русского языка» - 5 | ||
Культура речи | 6-13 | Л:8 | СР: 20 | ПР-14 | К: еженед. | Участие в практ. занятии – 8 - 14 сообщение – 8 - 14 / контр. работа - 14 | ||
Риторика | 14-18 | Л:4 | СР: 12 | ПР-6 | К: еженед. | Участие в практ. занятии – 15 - 18 / подготовка и произнесение речи - 17/ контр. работа - 18 |
Содержание разделов дисциплины
1. Функциональная стилистика (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5). Стили современного русского языка. Понятие литературного языка. Книжный (кодифицированный) литературный язык. Языковая норма. Ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Устная и письменная разновидности литературного языка. Стиль и виды стилистической окраски. Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль, подстили, жанры. Официально-деловой стиль, сферы его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Понятие канцеляризма. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Русская разговорная речь. Сферы функционирования. Роль неязыковых факторов.
2. Лексическая стилистика (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5). Стилистические ресурсы лексического богатства русского языка. Лексика русского языка ограниченного употребления. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Историзмы и архаизмы; понятие славянизма. Виды неологизмов.
3. Коммуникативные качества речи (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5). Информативная насыщенность, смысловая полнота, точность и ясность речи, богатство и разнообразие языка, логичность, чистота, уместность речи. Словесность и выразительность речи.
4. Нормы современного русского литературного языка (ОК-1, ОK-6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5). Понятие культуры речи. Уровни речевой культуры. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Морфологические нормы современного русского литературного языка. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.
5. Основы риторики (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК- 1, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5). Особенности устной публичной речи, требования к публичному выступлению. Оратор и аудитория. Культура устной речи. Техника речи. Композиция публичной речи. Основные виды аргументов и аргументация. Подготовка презентации. Беседа: виды беседы, подготовка, этапы проведения.
Планы практических занятий
Функциональная стилистика
Занятие №1. Научный стиль (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК- 1, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
1. Стилевые черты научного стиля.
2. Языковые особенности научного стиля.
3. Подстили и жанровые разновидности научного стиля.
4. Выполнение упражнений (Русский язык и культура речи: Стилистика. Риторика. Культура речи: Практикум. Рязань, 2005. (Тема 3: у. 3, 7, 9, 13, 14, 15; Тема 4: у. 3, 4, 6).
Обязательная литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Дону, 2000. С. 63-64.
2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.-СПб., 2002. С. 393-434.
3. Южакова Ю.А., Кононенко Л.А. Русский язык и культура речи. Рязань, 2002.
Дополнительная литература:
1. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000. С. 169-216.
2. Мурашов А.А. Культура речи. М., 2003. С. 310-316.
3. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. М., 2008. С. 292-344.
4. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2004. С. 12-21.
5. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М., 2004. С. 98-113.
6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 242-248.
7. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2007. С. 62-79.
Занятие №2. Официально-деловой стиль (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
1. Стилевые черты официально-делового стиля.
2. Языковые особенности официально-делового стиля.
3. Подстили и жанровые разновидности официально-делового стиля.
4. Выполнение упражнений (Русский язык и культура речи: Стилистика. Риторика. Культура речи: Практикум. Рязань, 2005. (Тема 5: у. 1, 5, 6, 7, 8, 9; Тема 6: у. 5, 6, 7, 8, 9).
Обязательная литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Дону, 2000. С. 64.
2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.-СПб., 2002. С. 435-466.
3. Южакова Ю.А., Кононенко Л.А. Русский язык и культура речи. Рязань, 2002.
Дополнительная литература:
1. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000. С. 216-238.
2. Мурашов А.А. Культура речи. М., 2003. С. 316-323.
3. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. М., 2008. С. 251-291.
4. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2004. С. 7-12.
5. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М., 2004. С. 82-98.
6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред.М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 273-277.
7. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2007. С. 81-137.
Занятие №3. Публицистический стиль (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
1. Стилевые черты публицистического стиля.
2. Языковые особенности публицистического стиля.
3. Подстили и жанровые разновидности публицистического стиля.
4. Выполнение упражнений (Русский язык и культура речи: Стилистика. Риторика. Культура речи: Практикум. Рязань, 2005. (Тема 8: у. 1, 2, 4, 7; Тема 9: у. 2, 5).
Обязательная литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Дону, 2000. С. 64-65.
2. Южакова Ю.А., Кононенко Л.А. Русский язык и культура речи. Рязань, 2002.
Дополнительная литература:
1. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000. С. 238-280.
2. Мурашов А.А. Культура речи. М., 2003. С. 323-326.
3. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. М., 2008. С. 345-381.
4. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2004. С. 21-50.
5. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М., 2004. С. 114-125.
6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред.М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 312-315.
7. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2007. С. 140154.
Занятие №4. Разговорная речь. Разговорно-бытовой стиль (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
1. Стилевые черты разговорно-бытового стиля.
2. Языковые особенности разговорно-бытового стиля.
3. Подстили и жанровые разновидности разговорно-бытового стиля.
4. Выполнение упражнений (Русский язык и культура речи: Стилистика. Риторика. Культура речи: Практикум. Рязань, 2005. (Тема 10: у. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
Обязательная литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Дону, 2000. С. 65-67.
2. Южакова Ю.А., Кононенко Л.А. Русский язык и культура речи. Рязань, 2002.
Дополнительная литература:
1. Земская Е.А. Русская разговорная речь. М., 2004. С. 3-188.
2. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000. С. 47-98.
3. Мурашов А.А. Культура речи. М., 2003. С. 304-309.
4. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. М., 2008. С. 382-403.
5. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2004. С. 57-66.
6. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М., 2004. С. 57-81.
7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред.М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 319-321.
8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2007. С. 212-223.
Лексическая стилистика
Занятие №5. Смысловые группы лексики (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и многозначные слова) (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
1. Понятие синонимии. Виды синонимов (семантические, стилистические, семантико-стилистические). Стилистическое использование синонимов, ошибки при употреблении синонимов.
2. Антонимы. Стилистическое употребление антонимов. Ошибки при употреблении антонимов.
3. Многозначные слова, омонимы и паронимы. Виды омонимии. Стилистическое использование омонимов. Ошибки при употреблении омонимов и паронимов.
4. Выполнение упражнений. (Русский язык и культура речи: Стилистика. Риторика. Культура речи: Практикум. Рязань, 2005. (Тема 11: у. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, Тема 12: у. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8).
Обязательная литература:
1. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.-СПб., 2002. С. 62-73.
3. Южакова Ю.А., Кононенко Л.А. Русский язык и культура речи. Рязань, 2002. С 15-22.
Дополнительная литература:
1. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. М., 2004. С. 93-95.
2. Лексикология / Под ред. Е.И. Зиновьевой. М., 2006. С. 95-112.
2. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2004. С. 70-75.
3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М., 2004. С. 179-183.
4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред.М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 381-382.
Занятие №6. Смысловые группы лексики (фразеологизмы). Лексика ограниченного употребления (ОК-1, ОK-6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
1. Определение и признаки фразеологического оборота. Типы фразеологизмов по происхождению и употреблению. Ошибки при употреблении фразеологизмов.
2. Терминологическая лексика и профессионализмы.
3. Диалектная лексика.
4. Жаргонизмы и арготизмы.
4. Выполнение упражнений (Русский язык и культура речи: Стилистика. Риторика. Культура речи: Практикум. Рязань, 2005. (Тема 13: у. 1, 2, 4, 5, 6, 7; Тема 14: у. 1, 2, 3, 4).
Обязательная литература:
1. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.-СПб., 2002. С. 85-105.
2. Южакова Ю.А., Кононенко Л.А. Русский язык и культура речи. Рязань, 2002.
Дополнительная литература:
1. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. М., 2004. С. 109-111.
2. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2004. С. 119-124.
3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М., 2004. С. 229-240.
4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред.М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 32-37.
Занятие №7. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
1. Устаревшая лексика (историзмы и архаизмы). Неологизмы.
3. Стилистическое использование устаревших слов и неологизмов, речевые недочеты, связанные с их употреблением.
1. Исконно русская лексика. Старославянская лексика.
3. Заимствованная лексика.
4. Выполнение упражнений (Русский язык и культура речи: Стилистика. Риторика. Культура речи: Практикум. Рязань, 2005. (Тема 15: у. 1, 2, 4, 5; Тема 16: у. 1, 2, 3, 4).
Обязательная литература:
1. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.-СПб., 2002. 73-77.
2. Южакова Ю.А., Кононенко Л.А. Русский язык и культура речи. Рязань, 2002. С.
Дополнительная литература:
1. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. М., 2004. С. 106-109.
2. Лексикология / Под ред. Е.И. Зиновьевой. М., 2006. С. 213-230.
3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2004. С. 83-88.
4. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М., 2004. С. 199-207.
5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред.М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 21-22, 114-116.