Основные лекционные вопросы:
18.1. Основные парадигмы в зарубежной педагогике.
18.2. Направления традиционной педагогики.
18.3. Направления реформаторской педагогики.
18.1. Основные парадигмы в зарубежной педагогике:
В конце XIX в. - начале ХХ в. остро стало ощущаться несоответствие традиционной школы, практики обучения и воспитания новым экономическим условиям развития стран Западной Европы и CШA. Наметился интенсивный рост промышленности, усилилась межгосударственная: конкуренция. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая: уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая: потребностям подрастающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке. Система образования: подверглась острой критике. Каждая: из национальных систем образования: имела и свои внутренние проблемы:
- В Англии наличествовала децентрализация: народного образования, переполненность
массовых школ.
- В Германии - догматизм в содержании и методах обучения, вмешательство и огромное влияние церкви на народное образование..
- Во Франции - отставание от других западноевропейских государств в развитии профессионального образования,
- В США - отставание сельской школы от городской, устаревшие учебные планы и
программы.
Вместе с тем в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства, опыт пилотных учебных заведений. Выросло число педагогических центров (кафедры, лаборатории, учреждения); умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Среди международных педагогических организаций, учрежденных в это время, были лига нового воспитания и Международное бюро просвещения. В отдельных странах действовали национальные педагогические объединения: Прогрессивная ассоциация: народного образования: (США), Общество имени Бине (Франция) и пр.
Исходя из сложившихся противоречий, потребность в обновлении школы и педагогики становилась все более актуальной. Возникли педагогические движения, среди которых один выступали за сохранение определившихся направлений в развитии школы и образования, а другие настаивали на преобразовании школьного дела, реформировании школы.
Соответственно, сложились 2 основные парадигмы в зарубежной педагогике: - педагогический традиционализм - продолжение прежней педагогической мысли, например, направленной на поддержание традиционных концепций о формировании культуры мышления при жестком управлении педагогическим процессом, отводя в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерному интеллектуализму полноценного образования, порождали авторитарное вмешательство в процесс учения, лишали учащихся самостоятельности, ограничивая: их инициативу регламентированием;
- реформаторская педагогика или новое воспитание - определенная: альтернатива названной традиции, направленная: на решение ряда задач: воспитание людей нового типа, разрешение противоречий между узкой специализацией и общим развитием школьников, развитие творческого потенциала личности учащегося, повышение эффективности учебного процесса в условиях роста контингента обязательной школы.
К традиционализму относились прежде всего социальная педагогика, религиозная педагогика и педагогика, ориентированная: в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования.
В контексте реформаторской педагогики сложились многочисленные концепции, наиболее продуктивными из которых были следующие:
- свободное воспитание;
- экспериментальная педагогика;
- прагматическая педагогика;
- трудовая школа.
Реформаторская: педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Педагоги-реформаторы выступали:
- во-первых, за школу, которая: не только и не столько сообщает знания: сколько заботится об общем развитии детей, которая: вырабатывает у них умения наблюдать факты, делать обобщения, самостоятельно приобретать знания, в которой в интересах развития личности изменены содержание, формы и методы обучения.
- во-вторых, за школу, в которой учебный процесс построен в соответствии с принципом природосообразности.
- в-третьих, за школу, в которой созданы комфортные психологические условия для обучения и воспитания.
- в-четвертых, за школу, в которой умственная деятельность соединена с трудовой.
Рассмотрим положения наиболее известных концепций, в рамках названных парадигм, оказавших значимое влияние на мировую педагогику и школу.