Тема урока «Разделительные знаки препинания между частями в ССП»
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с правилом постановки запятой и тире между частями ССП, научить применять его на письме; закрепить умение отличать простое предложение от ССП, расставлять знаки препинания между частями ССП;
развивающая: развивать умение различать простые предложения с однородными членами, связанными соединительными союзами, и ССП;
воспитательная: воспитывать трудолюбие.
Тип урока: комбинированный
Оформление доски
Классная работа
(По ходу урока высвечивается тема «Разделительные знаки препинания между частями ССП»)
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбки нашим гостям.
Будьте любознательны – и многое вам откроется.
Будьте мудры – и многих ошибок вы сумеете избежать.
Будьте отважны – и вы победите.
Ну что начнём?
Актуализация знаний (слайд 1)
- Предлагаю наш урок начать традиционно с синтаксической разминки «Лови ошибку!» Я считаю, что виды предложений в таблице на слайде указаны неправильно. Ваша задача найти ошибки и исправить их. Сегодня на уроке мы будем работать в рабочих листах. Они лежат у вас на столе. Запишите в них число и классная работа.
Предложения | Виды предложений (первоначальные) | Правильный |
1. Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем. (Н.Н. Некрасов) | ПП с однородными членми | ССП |
2. Моя мама бывала в Крыму и на Кавказе. | ССП | ПП |
3. Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама. | БСП | СПП с несколькими придаточными |
4. Луна сияла, июльская ночь была тиха. | БСП | БСП |
5. Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилась. | СПП | СП с разными видами связи |
Учащиеся в течение двух минут выполняют задание, затем проводят взаимопроверку работ по слайду. (Слайд 2) Выставление оценок за работу.
- Молодцы! Хорошо справились с данным заданием. Скажите, а каких предложений вы встретили больше? (Сложных)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем по теме «Сложные предложения».
- Проведём «Мозговой штурм». Предлагаю разделиться на 5 групп по 4 человека. Обсудите, какой вопрос вы будете задавать команде. Условие: вопросы не должны повторяться.
Каждая группа обдумывает вопрос и задаёт другой команде (по часовой стрелке)
Примерные вопросы групп:
- Какие предложения называются сложными?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Назовите 3 группы сочинительных союзов и их смысловые отношения? (соединительные: и, да (=и), тоже, также, ни..ни, как..так и – одновременность, последовательность действий, причинно-следственные отношения; разделительные: или (иль), либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли – чередования, взаимоисключения; противительные: а, но, однако же, зато, не только…,но и – сопоставление и противопоставление.)
Создание проблемной ситуации (слайд 3)
- Обратите внимание на слайд, перед вами три предложения. Определите, какие они? (Сложносочинённые)
- Что для этого нужно сделать?
- Какие знаки препинания мы можем встретить в ССП? (запятую, тире) (слайд 4)
Солнышко село, и зорька погасла.
Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка.
Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин).
- Сформулируйте тему нашего урока (Разделительные знаки препинания между частями в ССП) (слайд 5)
- Какие задачи поставим перед собой? (Изучить правила постановки знаков препинания между частями ССП, выработать умение ставить эти знаки на письме, научиться отличать ССП от ПП с однородными членами)
4. Усвоение знаний и развитие УУД.
- А поможет нам в этом разобраться учебник. Прочитайте теоретический материал п. 16 на стр. 42-43.
Работа проводится в группах.
1 уровень: постановка запятой в ССП (как правило, части сложносочиненного предложения разделяются запятой перед сочинительным союзом)
2 уровень: постановка тире в ССП (ставится тире, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену действий)
Пр: Лишь на мгновение зависла пауза – 1 /и вдруг раздался резкий крик2.
3 уровень: случаи, когда между частями сложного предложения запятая не ставится.(ССП с общим второстепенным членом и придаточным предложением, все части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями).
- А Ворсина Полина выступит в роли дублёра учителя и поработает у доски (получает индивидуальное задание)
Опираясь на прочитанный материал, учащиеся рассказывают о пунктуации в ССП.
Рассказ Ворсиной Полины у доски о случаях, когда в ССП запятая не ставится:
- если обе части сложносочиненного предложения являются односоставными назывными предложениями. Пр: Свобода, равенство и братство.
- если имеется общее вводное слово. Пр. К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
- Какую функцию выполняют знаки препинания между частями в ССП? (разделительную)
5. Физминутка.