Тема урока: Продолжить знакомство учащихся с творчеством поэта А.А. Блока, работа со стихотворением «Ворона».
Цель урока:
- образовательная: продолжить знакомство с творчеством поэта, знакомство со стихотворением через сравнение его с басней И. Крылова «Ворона и лисица»;
- развивающая: продолжить развитие читательских навыков: работа над сознательностью, правильностью, выразительностью, развитие творческого воображения;
- воспитывающая: совершенствование эмоциональной отзывчивости учащихся к природе, животным.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
Орг.момент Речевая разминка Актуализация знаний Презентация нового. Первичное чтение Вторичное чтение Итог урока Д.З. | Доброе утро, ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Как ваш настрой, у всех все хорошо? Тогда приступим! Перед тем как продолжить знакомство с творчеством знакомого вам с прошлого урока поэтом, выполним несколько речевых упражнений! 1.«Найди лишнюю букву» (задание на внимательность) Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. (текст в приложении 1) Свой листочек с текстом подпишите и выполняйте. Кто все, листочки положите на край стола, в конце урока я соберу. Задание 2. (работа над восприятием) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова. Кто у доски разгадает первое слово, соединив гласную с согласными? Задание 3 (развиваем логическое мышление) А теперь вспомним уроки математики, покажите мне, как вы умеете вычислять. Выполните в парах математическое действие и прочитайте слова: ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л =? ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ =? Какая пара готова представить результаты работы? Задание 4 (игра на составление слов). Найди слово в слове. гроза газета кустарник шутка поднос шоколадка часовщик щепка ярмарка Вот какие мы молодцы, справились с заданиями! А теперь давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? С творчеством, какого поэта познакомились? Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством поэта. А как называется следующее стихотворение, вы узнаете, отгадав загадку: Ходят в сереньком убранстве, Крылья чёрная смола, Голос сильно хрипловатый, Карр-каррр-карррр, кричит она! Верно! Стихотворение А.А. Блока называется «Ворона». А в каких произведениях, рассказах вы встречались с данной героиней? Давайте вспомним, а что случилось с той вороной? А что значит «лесть»? А давайте узнаем, какая же у Блока представлена ворона. Прочитайте это стихотворение про себя. А теперь посмотрите на иллюстрацию вороны в учебнике и на иллюстрацию вороны из басни. Чем же отличаются две, казалось бы, одинаковые героини? Да, в этом и заключается различие. Кто-то думает о себе, а кто-то о том, что нас окружает, какие изменения произойдут. Вернемся к стихотворению, скажите, а какое здесь представлено настроение? Ира, прочитай это стихотворение так, чтобы звучала радость от прихода весны. Ребята, получилось ли у Иры предать настроение? Почему? Давайте обратимся к первому двустишию, что мы здесь узнаем? Что мы узнаем из второго двустишия? Найдите здесь образные словосочетания. Что значит «вешние звоны»? Что значит «дух занялся»? Что узнаем дальше? А вы радуетесь приближению весны? А как вы радуетесь? А как вы понимаете, запрыгала «глупым скоком»? Каким словом мы можем заменить слово «привольно» в последнем двустишие? Давайте отдохнем, выполним физкультминутку. Мы ногами топ, топ Мы руками хлоп, хлоп Мы глазами миг, миг Мы плечами чик, чик Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево) Повернись вокруг себя Раз присели, два привстали Сели, встали, сели, встали Словно ванькой-встанькой стали А потом пустились вскачь (бег по кругу) Будто мой упругий мяч Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания) Вот и кончилась игра. Определите строчки, где показаны движения вороны? Сейчас прочитайте про себя стихотворение. Попробуйте нарисовать ворону, такой, какой вы ее представляете из стихотворения. Рисуем простыми карандашами, возьмите у меня листки. Кто хочет показать свое видение образа вороны, выходите к доске. С каким стихотворением мы познакомились? С каким произведением сравнили данное стихотворение? В чем различие героев? Какая идея заложена в стихотворении? | Слушают учителя, отвечают на вопрос Выполняют задание на листочках Работа у доски Выполняют в парах Диван Вертолет Желающие представляют свои результаты Роза Газ Куст Утка Нос Шоколад, лодка Час Кепа Марка Александр Александрович Блок, познакомились с двумя стихотворениями «ветхая избушка», «сны». Ответ: Ворона Басня Крылова «Ворона и лисица» Лисица обхитрила ворону льстивыми словами и та от радости уронила сыр. Говорить неправду, обманывать Читают. Смотрят на иллюстрации Из басни ворона наслушавшись ласковых, хитрых слов лисицы сидит на ветке довольная собой. А у Блока ворона залюбовалась природой, приближением весны, она наблюдает. Чувствуется приближение весны, радость от ее прихода. Читает Что ворона с зимы еще лохматая, нахохлившаяся, уставшая от холодной зимы. Весна идет, природа оживает. «вешние звоны», «дух занялся» Погода стала другой, тепло приближается, весна приходит и обновляет природу. Дыхание перехватило, такая радость у вороны. Любопытно вороне, она прыгает, скачет, наблюдает за происходящими изменениями. Радуется весне! Больше времени проводим на проулках, рассматриваем проступившую травку, запускаем кораблики в лужах. Т.е. прыгает не в попад, как ребенок играется Хорошо 3-е двустишие читают Рисуют Самолюбие, самолюбование и бескорыстная любовь к природе Приближение весны радость не только людей, но и птиц, животных. Все любят тепло и солнышко. |