МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Курсовая работа на тему:
Роль единой сельскохозяйственной политики ЕС в развитии сельских районов (на примере Германии)
Выполнила: Святкина Карина
Группа Р–301
Руководитель: доцент кафедры
региональной экономики и природопользования,
к.э.н. Ермакова Н. А.
Санкт-Петербург
Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
Глава 1. Основные понятия об Единой сельскохозяйственной политике. 4
1.1 Краткая история ЕСХП.. 4
1.2 Основные цели ЕСХП.. 5
1.3 Развитие сельских районов в рамках ЕСХП.. 6
Глава 2. Сельскохозяйственная политика ЕС в отношении Германии. 10
2.1 Направления политики сельского развития на опыте Германии. 10
2.2 Принципы аграрной политики в Германии. 12
2.3 Основные задачи, стоящие перед аграрным сектором Германии. 13
2.4 Программы и вклады ЕС на развитие территории Германии (2007-2013 г) 16
Глава 3.Перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий Европейского союза на период с 2014 по 2020 годы.. 18
Заключение. 21
Список литературы: 22
Введение
Аграрная политика Европейского Союза, а ранее Общего рынка, не может не вызывать внимания. Преодолев за короткий срок послевоенную разруху, западноевропейское сельское хозяйство превратилось в крупнейшего производителя продовольствия с огромным экспортным потенциалом. Все это стало возможным за счет весьма эффективно разработанной и действенной аграрной политики.
В сложившейся ситуации политики ЕС считают, что важно подходить к аграрной политике не как к политике протекционизма внутренних рынков и распределения средств, а как к политике, направленной на повышение конкурентоспособности сельского хозяйства
Данная тема, действительно, очень актуальна в наши дни, ведь с учетом растущего перепроизводства единая аграрная политика во все большей степени перемещает центр тяжести не на стимулирование производства как такого, а на развитие сельской местности, решение экологических проблем, повышение качества сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, целью данной курсовой работы является проанализировать основные направления аграрной политики ЕС в отношении сельских районов.
Объект исследования – аграрная политика Европейского Союза
Предмет исследования - развитие сельских районов Германии
Глава 1. Основные понятия об Единой сельскохозяйственной политике Европейского союза
Краткая история ЕСХП
Создание ЕСХП было предложено Еврокомиссией. Предложение последовало вслед за подписанием Римского договора в 1957 году, который создал Общий рынок. Шесть стран-членов по отдельности строго защищали свои сельскохозяйственные сектора, в особенности в области того что они производили, поддерживая цены на товары в зависимости от того как было организовано фермерство. Такие интервенции представляли собой препятствия для свободной торговли товарами, так как правила отличались от страны к стране, позднее свобода торговли стала несовместимой с интервенционными политиками. Некоторые страны-члены, особенно Франция, и все профессиональные фермерские организации хотели сохранения сильных государственных интервенций в сельском хозяйстве. Однако они могли быть сохранены только в случае гармонизации политики передачи её на наднациональный уровень Европейских Сообществ. К 1962 году, были установлены три главных принципа проведения ЕСХП: целостность рынка, предпочтение продуктов сообщества и финансовая солидарность. С тех пор, ЕСХП является центральным элементом европейской институциональной системы. ЕСХП часто трактуется как результат политического компромисса между Францией и Германией: немецкая промышленность получит доступ на рынки Франции, и в свою очередь, Германия будет помогать платить французским фермерам. Германия остается до сих пор самым большим вкладчиком в бюджет ЕС, тем не менее, Франция тоже является донором бюджета, а такие сельскохозяйственные страны как Испания, Греция и Португалия являются крупнейшими реципиентами. Традиционные правила применяются и к вновь вступившим странам, что ограничивает субсидии, которые они получают.
Основные цели ЕСХП
Безусловно, главной целью ЕСХП является обеспечение фермеров приемлемым уровнем жизни, потребителей качественной продукцией по справедливым ценам и сохранение сельхоз наследия. Тем не менее, их можно сформулировать подробнее следующим образом (согласно Договору об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г):
- внедрение научно-технического прогресса + оптимальное использование факторов производства = увеличение производительности труда в с/х.
- повышение доходов лиц, занятых в аграрном секторе → достойный уровень жизни сельского населения.
- обеспечить приток продовольствия в ЕС
- гарантировать умеренные потребительские цены на продовольствие
В сложившейся ситуации политики ЕС считают, что важно подходить к аграрной политике не как к политике протекционизма внутренних рынков и распределения средств, а как к политике, направленной на повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, с целью интеграции в более широкие политические сферы, такие как охрана природы, сохранение климата, энергетика, развитие технологий, защита животных, защита прав потребителей, решение мировой продовольственной проблемы и развитие сельских территорий.
Аграрная политика Европейского Союза по существу является не суммой спорадических решений, хотя они зачастую и осуществляются в результате острых споров и разногласий, но базируется на ряде основополагающих принципов и теоретических положений, что в общем и обусловило как успешность, целостность, так и долговременность этой аграрной политики.
Однако осуществление такой единой аграрной политики является очень дорогостоящей. Она занимает центральное место в бюджете ЕС, и многочисленные реформы и попытки реформ были связаны прежде всего со стремлением удешевить эту политику.
Развитие сельских районов в рамках ЕСХП
Сельское хозяйство стран Европейского Союза (ЕС) представляет собой высокоразвитую отрасль экономики, использующую самые современные технологии производства для обеспечения потребностей населения региона.
Доля сельхозпродукции и продовольствия в импорте ЕС составляет 5,7%, в экспорте - 6,2%.
В 2011 г. Европа потратила на поддержку сельского хозяйства 57 млрд евро, или примерно 41% от 140-миллиардного бюджета ЕС. В пересчете на площадь сельхозугодий в Европе получается, что господдержка составила около 325 евро на 1 га обрабатываемой земли. Дополнительно страны ЕС поддерживают локальных производителей из национальных бюджетов — еще примерно на 80 евро на гектар сельхозугодий. Таким образом, общая бюджетная поддержка в странах ЕС в 2009 г. составила 405 евро на 1 га угодий, подсчитал академик Россельхозакадемии Болюс Пошхус.
Расходы Евросоюза на сельское хозяйство снижаются — например, уже в 2013 г. их доля в бюджете должна снизилась до 33,1%, вместе с тем меняются и условия получения прямых субсидий. С 2013 г. фермеры, внедряющие новые, более экологичные технологии производства, стали получать дополнительные субсидии.
Крупнейшие получатели средств по линии ЕСХП — Франция (на нее, по данным BBC, приходится около 17% выплат), Германия и Испания(примерно по 13% каждая), Италия (около 11%) и Великобритания (около 7%). В среднем одно хозяйство получает около 12 200 евро субсидий в год, но выплаты на гектар возделываемых угодий разнятся от 527 евро в Греции до 89 евро в Латвии (субсидии для новых членов Евросоюза значительно меньше). Франция в 2011 г. потратила на аграрный сектор и развитие села в общей сложности 12,2 млрд евро, из них 5,7 млрд евро — средства из бюджета Евросоюза.
По всем основным и по большинству других видов продовольствия и сельскохозяйственной продукции ЕС давно достиг полной самообеспеченности при определенной специализации отдельных стран или их групп на производстве тех или иных видов. Так, основными поставщиками молока являются Франция, Германия, Великобритания (две трети производства в ЕС), крупного рогатого скота - Франция, Германия. Великобритания (более 50%), свиней - Германия, Испания, Франция (более 50%), свежих фруктов - Италия и Испания (две трети), свежих овощей - Италия. Испания, Франция, Нидерланды (70%), вина - Франция (50%) и Италия (25%), пшеницы -Франция и Германия (более 50%), птицы - Франция, Италия, Испания (более 50%), ячменя - Германия. Франция. Испания (две трети) и кукурузы - Франция, Италия, Испания и Германия (около 90%). При этом в стоимости всей сельхозпродукции на долю зерновых и других полевых культур приходится 24%, молока - 21%, мяса - 20%. свежих овощей и фруктов - 15%, винограда и вина - 8%.
Успехи аграрного сектора, повышение его эффективности привели к тому, что сельскохозяйственное население в ЕС непрерывно уменьшается и составляет сейчас 4,3% от числа занятых во всех отраслях. Наибольшее сокращение в последнее десятилетие наблюдалось в Бельгии, Люксембурге, Франции (8-10%). В Нидерландах, Греции, Австрии и Финляндии оно составляло около 4% ежегодно. В Великобритании его величина оставалось близкой к стабильной, достигнув 1,5% всех занятых. Следует отметить, что всего в трех государствах проживают две трети общей численности фермеров ЕС. Из них в Италии - треть, в Испании и Греции - еще одна треть.
С этой тенденцией естественным образом связана другая - снижение во всех странах числа сельскохозяйственных предприятий. Происходит это неравномерно. Существующие сегодня хозяйства имеют значительные различия по странам, размер сельхозугодий в целом колеблется от менее 5 до 40 га.
Фермы очень малого и малого размера - от. 4 до 8 га (принадлежат, в основном, пожилым фермерам, более 60% которых старше 55 лет) - типичны для Греции, Италии, Португалии и некоторых областей Испании (до 75%), в большинстве остальных стран - 25-30%, в трех странах - меньше 10%. Малые предприятия размером 15-17 га находятся во Фландрии (Бельгия) и в Нидерландах (на севере страны) и специализируются на выращивании фруктов, овощей и цветов, интенсивном содержании животных; в южной Германии (Бавария, Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц), где развиваются диверсифицированное сельское хозяйство и дополнительные отрасли.
Фермы среднего или большого размера - от 17 до 67 га - характерны для сельского хозяйства Ирландии, Бенилюкса, Германии, Дании, Франции и Великобритании.
Крупные сельскохозяйственные предприятия расположены, в основном, в восточных землях ФРГ, в Великобритании, Дании и Франции. В восточной Германии предприятия хотя и приватизировались, по-прежнему остаются по европейским меркам большими - более 200 га. В Великобритании средний размер хозяйства составляет более 70 га, и это значение стабильно с 1989 года, так же как и количество предприятий. Более половины их владельцев старше 55 лет (кроме Шотландии). Число же ферм, имеющих свыше 100 га сельхозугодий, максимально в Великобритании и Франции (более 10%).
Во Франции крупные предприятия расположены главным образом на севере, востоке и в центре - в регионах, специализирующихся на полевых культурах или экстенсивном животноводстве. Молодые фермеры имеют хозяйства, в среднем, более крупные, чем у пожилых. Это результат проводившегося в восьмидесятые и в начале девяностых годов государственного курса на обеспечение занятости, предусматривавшего обязательный уход на пенсию в 60 лет и возможность получения ранней пенсии с 55 лет, выделение "филиалов" предприятий для молодых фермеров.
Размер животноводческих хозяйств значительно варьируется в разных странах. Например, величина стада молочных коров в одном хозяйстве колеблется примерно от 7 голов в Греции и Португалии до 44-45 - в Дании и Нидерландах и 70 - в Великобритании. Среднее поголовье свиней - от 15 в Португалии и 25 в Греции до 600-650 голов - в Великобритании, Ирландии и Нидерландах.
Глава 2. Сельскохозяйственная политика ЕС в отношении Германии.