Развитие местоимений, образование артикля.
Развитие аналитических форм глагола.
Особенности синтаксической системы среднеанглийского языка
· Изменения в системе личных местоимений в среднеанглийский период
· Появление артиклей, связанное с историей местоимений и исчезновением склонения прилагательных
· Изменения в системе глаголов с чередованием. Слабые глаголы в среднеанглийском языке
· Развитие аналитических форм глагола
· Особенности синтаксиса
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Сравните продуктивность разных средств формообразования в древнеанглийский и среднеанглийский периоды: синтетических, аналитических, супплетивных.
2. Прокомментируйте изменения в системе личных местоимений в среднеанглийский период: she, they, their, him, you, its.
3. Прокомментируйте формы местоимений в следующих цитатах: ‘tis better thee without than he within; Between who?; Nay, you need not fear for us; Loving offenders, thus I will excuse ye. (Shakespeare)
4. Образуйте формы усилительных местоимений 3-го лица ед. и мн. числа.
5. Каково происхождение местоимения noon? В какой позиции оно могло иметь вариантную форму без –п?
6. Какая связь между появлением артиклей, историей местоимений и исчезновением склонения прилагательных?
7. Какие формы приобрело древнеанглийское числительное ān в среднеанглийском языке?
8. Прокомментируйте процесс развития аналитических форм среднеанглийского глагола. Образуйте: 1) формы пассива от глаголов brēken, tēchen, tāken; 2) формы Present и Past Perfect от глаголов written, chēsen, ridden, rinnen, walken, given; 3) формы будущего времени от глаголов thinken, crȳen, spēken.
9. Прочитайте и переведите на современный английский язык следующий текст:
Whan folk had laughen at this nyce cas
Of Absolon and hende Nicholas,
Diverse folk diversely they seyde;
But, for the more part, they loughe and pleyde,
Ne at his tale I suagh no man him greve…
(The Reeve’s Tale)
Словарь
nyce – nice, stupid, wanton
cas – case
hende – courteous
greven – to grieve
Найдите в тексте личные формы глаголов, аналитическую форму глагола и инфинитив. Какие формы инфинитива исчезают в среднеанглийском языке и какие появляются?
10. Назовите источники развития новых союзов и союзных слов в среднеанглийском языке.
11. Как строились определительные придаточные предложения в среднеанглийский период?
12. Прочитайте и переведите следующий текст. Дайте полный анализ развития слов и форм от древнеанглийского к среднеанглийскому. Укажите особенности синтаксического построения текста.
With hym ther was a Plowman, was his brother,
That hadde y-lad of dong ful many a fother.
A trewe swynkere and good was he,
Lyvinge in pees and parfit charitee.
Словарь
plow – plough
leden (p.t. ledde, ladde) – to lead
dong – dung
fother – load
trewe – true
swynkere – to swink
parfit – perfect
charitee – charity
Семинарско-практическое занятие № 9
Фонетические и морфологические изменения XV – XVIII вв.
Великий сдвиг гласных
· Великий сдвиг гласных - становление современной орфографии
· Изменения орфографии в 16-17 веках. Латинизация орфографии ряда слов
· Проекты реформы орфографии
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Приведите формы древнеанглийских слов на рубеже среднеанглийского и новоанглийского периодов: ¥læd (glad), ¥rētan (to greet), hund (hound), hūs (house), hwæt (what), næfre (never).
2. And whan she hoomward cam, she wolde bringe
Wortes or othere herbes tymes ofte,
The whiche she shredde and seeth for hir livinge,
And made hir bed ful harde and no-thing softe;
And ay she kepte hir fadres lyf on-lofte
With everich obeisaunce and diligence
That child may doon to fadres reverence.
(The Clerk's Tale)
And when she came home she would often bring vegetables and herbs which she cut into pieces and boiled in order to eat them (= to keep up her living); she made her bed very hard without any soft bedding; she always kept her father in high respect with all due obedience and careful attention which a child may do to show respect for the father.
Укажите, какие гласные в данных словах из текста были исходными, а какие являются результатом их изменения по сдвигу:
ОЕ hām > ME hoom
ОЕ macode > ME made
OE tīma > ME time
OE sēoþan, sv. 2 > ME seethen
OE līf > ME lyf
OE dōn > ME doon
3. В каких еще словах текста, кроме перечисленных выше, произошел сдвиг гласных? Дайте историю развития древнеанглийского слова cīld. Когда возникло современное произношение этого слова?
4. Дайте основные формы древнеанглийских глаголов brin¥an, cēpan, blēdan, fēdan. Проследите развитие форм этих глаголов от древнеанглийского до конца XIV в.
5. Объясните пути развития основных форм претерито-презентных глаголов mæ¥ - mihte, cann - cuðe. К какой группе относился древнеанглийский глагол willan? Объясните развитие формы прошедшего времени wolde. В какой позиции произошло сокращение гласного, возникшего по сдвигу?
6. She wolde wepe, if that she sawe a mous
Caught in a trappe, if it were deed or bledde.
Of smale houndes had she, that she fedde
With rosted flesh, or milk and wastel-breed.
She would weep if she saw a mouse caught in a trap if it was dead or bleeding. She had small dogs which she fed with roast meat, or milk and bread of fine flour
В каких формах глагола to se e проходил великий сдвиг гласных?
Какова особенность прохождения сдвига гласных в словах deed (OE dēād) и breed (OE brēād)?
7. В какой форме выступает прилагательное smale в данном тексе? Объясните, как оно развивалось: OE smæl > ME small > MnE small.
8. Глагол cachen (to catch < OF) появился в английском языке в среднеанглийский период. Определите, как изменились его формы в ранненовоанглийский период.
9. Найдите в тексте местоимения. Какие изменения произошли в этих формах в ранненовоанглийский период?
10. Объясните развитие сильных и слабых глаголов германского происхождения от древнеанглийского до современного периода. Объясните, как проходил переход четырехосновной системы к трехосновной в новоанглийский период:
beginnen | began | begunnen | begunnen |
bēren | bar | bēren | bōren |
comen | cam, cōm | cāmen, cōmen | comen |
drinken | drank | drunken | drunken |
rīden | rōd | riden | riden |
rīsen | rōs | risen | risen |
singen | sang | songen | songen |
spēken | spak | spēken | spēken |
standen | stōd | stōden | standen |
tāken | tōk | tōken | tāken |
11. Объясните соотношение написания и произношения буквы о в следующих словах: done, love, some, son.
12. Объясните произношение согласных t, s, d в словах: friction, picture, ferocious, due, station, stature, tube, possession, intrusion, assume.
Семинарско-практическое занятие № 10