1. Влюбленный в красоту природы и жизни юноша-подмастерье отправляется в путь. Он проникнут радостным, весенним настроением. Фоном служит пейзаж: лес, дорога. Звучат охотничьи рога, слышен шум мельничных жерновов, журчит ручей, который словно ведет за собой путника. Он встречает молодую девушку. Пробуждается чувство любви. Но у него есть соперник. Прекрасная возлюбленная изменяет ему. Душевные терзания все более усиливаются и под конец приводят к покорному успокоению: юноша ищет забвения в смерти и находит ее в том же ручье. И все же, несмотря на драматический финал, по-весеннему радостное приятие жизни преобладает в этом произведении. (Ф. Шуберт, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»)
2. Это непосредственный отклик композитора на парижские театральные впечатления, на увлечение "турецкой экзотикой", характерное для комической оперы. Восточный колорит в подобных спектаклях столь же условен, как сюжет, и заключается главным образом в обильном применении ударных инструментов и подчеркнутой темпераментности исполнения. Эту веселую шумиху и запечатлел, видимо, композитор в своем грациозном, блестящем и жизнерадостном рондо. (В.А. Моцарт, соната Ля мажор, Турецкое рондо)
3. Во время пребывания в Англии композитор заметил, что англичане, которым очень нравились его инструментальные произведения, написанные в темпе VIVO и Allegro, обычно дремали во время исполнения аndante или adagio, какой бы красотой он их не наделял. Композитор написал аndante, проникнутое мягкостью, нежностью и отличавшееся самой спокойной мелодией; инструменты один за другим словно замирают; вот внезапно среди глубочайшего пианиссимо они вступают все сразу, вдобавок раздается сильный удар в литавры – и задремавшие слушатели подскакивают на месте. (Й.Гайдн, симфония «С тремоло литавр»)
4. В июле 1791 года на квартиру знаменитого в Вене композитора явился таинственный незнакомец и заказал траурную мессу за немалую по тем временам сумму в сто дукатов.
Композитор принял предложение, однако необычные обстоятельства, при которых был сделан заказ, произвели на него сильное впечатление. Больной, томимый в то время недобрыми предчувствиями, он начал писать это сочинение как бы для самого себя. 5 декабря того же года композитор скончался. Позднее стало известно, что тайным посланцем был некий Лейтгеб, слуга графа Вальдегга, который заказывал сочинения самым знаменитым композиторам, а потом выдавал их за свои собственные. (В.А. Моцарт «Реквием»).
5. Работа над музыкой к трагедии Гёте протекала в годы высшего подъема творчества Бетховена. В этом произведении Гёте многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. Бетховен написал 10 музыкальных номеров к трагедии: Но наибольшей известностью пользуется именно это произведение к трагедии. В ней концентрируется идея всего произведения борьба за свободу и радость достижения.
Темой трагедии Гёте стала борьба народа Нидерландов за независимость в XVI веке против испанского владычества. Герой и вождь фламандцев граф стал жертвой коварных замыслов герцога Альбы – наместника испанского короля. Граф был брошен в тюрьму и приговорен к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти своего возлюбленного, она погибает. (Л.В. Бетховен Увертюра «Эгмонт»)
6. В этом произведение – скорее драматическая сцена, где перед нами выступают три действующих лица: отец, скачущий на коне через лес, больной ребенок, которого он везет с собой, и грозный царь, являющийся мальчику в лихорадочном бреду. Фоном, скрепляющим музыкальные характеристики, является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня. (Ф.Шуберт, баллада «Лесной царь»).
7. В 1829 композитор решает завести специальный альбом, в него он по традиции своей эпохи он задумывал собирать автографы друзей. В итоге вышло так, что этот альбом стал ещё и сборником собственных записей композитора. Он после смерти композитора хранился в Варшаве, позже был перевезён захватившими Польшу немцами в библиотеку Красиньских. В 1944 вместе с другими документами, собранными в этой библиотеке, дневник сгорел. В настоящий момент доступна фотокопия альбома. С 14 по 20 страницы документа включают записи, которые композитор сделал в период его нахождения в немецком Штутгарте в сентябре 1831. Записи в настоящее время называются «Штутгартский дневник».
Записи появились в «Штутгартском дневнике» тогда, когда композитор узнал о том, что Польское восстание было подавлено русскими войсками и о взятии Варшавы. В Штутгарте композитор не знал о судьбе своих близких. Известие о том, что родные и близкие люди не пострадали, композитор получил уже в Париже.
В своём дневнике композитор писал в очень эмоциональном духе, допуская богохульство и желая мести Российской империи. Больше никогда он в подобном духе не писал.
В таком душевном состоянии композитор создает свой бессмертный шедевр. (Ф.Шопен Этюд до минор, «Революционный».)
8. Это произведение написано по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Композитора привлекла смелость и острота комедии. В доме графа готовится свадьба двух слуг, но графу самому нравится невеста-служанка, и он всячески пытается отсрочить свадьбу. Слугам удается одурачить своего господина и поставить его в неловкое смешное положение. День, полный тревог, заканчивается веселой свадьбой. (В.А. Моцарт, Опера «Свадьба Фигаро»)
Домашнее задание:
1. Назовите композиторов эпохи классицизма.
2. В каком городе родился Л.В. Бетховен?
3. Сколько лет прожил В.А. Моцарт?
4. Какая болезнь преследовала Бетховена на протяжении жизни?
5. Сердце, какого композитора хранится в Костеле Святого Креста?
6. В творчестве, какого композитора впервые появились жанр музыкальный момент и экспромт?
7. Какого композитора называют «отцом» симфонии?
8. Какой композитор родился в г. Зальцбурге
9. Перу, какого композитора принадлежат произведения: Лесной царь, Серенада, Зимний Путь
10. Родина Фридерика Шопена.